С этим различием мы вновь встречаемся
при изучении довольно важных процессов, происходивших в последние годы, когда
правительства, поддавшиеся влиянию неолиберальных идей, стремились приблизить
свою деятельность к частному сектору или даже попросту передать ее этому
сектору. Такой процесс всегда рассматривается как стремление правительства
приспособиться к рынку. Но вместо этого зачастую шло приспособление к
корпорации, что, в свою очередь, еще больше способствовало политизации
гигантской фирмы, которая оказывалась полной противоположностью тому, к чему
стремилась либеральная политическая экономия.
В предыдущей статье
рассматривалось различие между рынком и крупными компаниями, а также характерная
для неолиберальной мысли тенденция наделять последние качествами первого,
которыми они на самом деле не обладают. С этим различием мы вновь встречаемся
при изучении довольно важных процессов, происходивших в последние годы, когда
правительства, поддавшиеся влиянию неолиберальных идей, стремились приблизить
свою деятельность к частному сектору или даже попросту передать ее этому
сектору. Такой процесс всегда рассматривается как стремление правительства
приспособиться к рынку. Но вместо этого зачастую шло приспособление к
корпорации, что, в свою очередь, еще больше способствовало политизации
гигантской фирмы, которая оказывалась полной противоположностью тому, к чему
стремилась либеральная политическая экономия.
В большинстве традиционных споров
относительно сравнительных преимуществ рынка и государства разбираются провалы
рынка, обсуждавшиеся в главе 2, а также подходы, применявшиеся правительствами
на разных этапах для преодоления этих провалов. Затем — с 1970-х гг. — эти
подходы сами становятся предметом неолиберальной критики и понимаются как причина
«провала правительства». Теперь, когда глава з убедила нас в том, что не стоит
верить, будто суть проблемы — исключительно в противопоставлении государства и
рынка, мы готовы эти подходы изучить.
В таблице 4.1 в первом
столбце воспроизводятся провалы рынка, обсуждавшиеся в главе 2. Во втором
столбце перечислены стандартные для демократических государств двадцатого века
ответы на эти провалы. В последней колонке представлены сбои, обнаруженные в
самих этих ответах неолиберальной критикой, что, в свою очередь, привело к
формированию этим подходом повестки, включившей в себя новый общественный
менеджмент, маркетизацию и приватизацию.
Таблица 4.1.
Провалы рынка, правительственные решения и их несостоятельность
Провалы рынка
|
Стандартные
правительственные ответы
|
Провалы правительства,
выделенные неолиберальной критикой
|
1. Неспособность рынка
работать с экстерналиями.
|
Регулирование, которое
должно заставить признать экстерналии (например, стандарты контроля
загрязнения).
|
Регулирование
оказывается избыточным грузом для рынка; либо оно формалистично и не
успевает приспособиться к новым проблемам; также случай регуляционного
захвата.
|
2. Проблема общественных и социально значимых благ.
|
Прямая поставка товаров
правительством, финансируемая через налогообложение, а не за счет ценового
механизма (пример — образовательные и медицинские услуги).
|
Ненужные услуги, не
отвечающие на запросы потребителей; господство интересов производителей;
высокие налоги; недостаточная эффективность затрат.
|
3. Существование «товаров без цены».
|
||
4. Трансакционные издержки обмена.
|
||
5. Высокие и практически непреодолимые барьеры входа,
существующие во многих секторах.
|
Прямая поставка услуг и
товаров правительством в тех случаях, когда действительная рыночная конкуренция
не может быть гарантирована (пример — коммунальные услуги).
|
|
6. Неравенство в распределении благосостояния и власти
усиливается в результате сохранения барьеров входа.
|
Перераспредели
тельное
налогообложение;
бесплатная или дотационная поставка товаров и услуг в тех случаях, когда
неравенства считаются неприемлемыми (пример—образовательные,
социальные и медицинские
услуги, транспорт).
|
То же, что и выше, а
также: поставка общественных услуг оказывается сферой лоббирования со
стороны заинтересованных групп, обладающих привилегиями в силу существующих
неравенств.
|
7. Значительные практические препятствия для полноценной
информации; неравенства в доступе к информации.
|
Решения по поставке
услуг принимаются хорошо информированной политической элитой.
|
То же, что и выше; а
также: избыточная централизация и слабость местных властей.
|
8. Могущественные заинтересованные группы, созданные
неравенствами в силу провалов 5 и 6, становятся участниками политического
процесса.
|
Правила поведения
общественных служб, подчеркивающие разделение бизнеса и политико-административных
элит.
|
Политико-административные
элиты теряют контакт с бизнес-подходами.
|
Во-первых, государство
стремилось справиться с отрицательными экстерналиями, устанавливая регулирующие
нормы (например, законы по контролю за загрязнением), которые принуждают фирмы
и других агентов учитывать экстерналии под угрозой штрафов и других санкций.
Неолибералы указывают на издержки, которые такое регулирование влечет для
экономической деятельности; они выдвигают возражение, которое мы уже
обсуждали: издержки экономической деятельности, вызывающей экстерналии, должны
учитываться как потери в благосостоянии. Также неолибералы отмечают тот факт,
что меры, направленные на регулирование, как правило тормозят развитие
инноваций, поскольку новые продукты и процессы должны подвергаться
инспектированию и оценке. Они могут присоединиться к левым критикам регулирования
с помощью аргумента, нацеленного в противоположном направлении:
правительственное регулирование медленно и формалистично, оно всегда отстает
от рыночных инноваций и потому не способно работать с быстро возникающими
экстерналиями. К тому же оно уязвимо для «регуляционного захвата» со стороны
фирм, деятельность которых должна регу лироваться: часто
экспертными знаниями в определенной сфере деятельности располагают только
особо заинтересованные фирмы, чьи рекомендации относительно регулирования
ставят правительство в зависимость от них и тем самым ослабляют его — вот еще
один пример проблематичности размежевания политической и экономической власти.
Во-вторых, государство
работало с вопросами общественных и социально значимых благ, а также некоторых
«товаров без цены» и менее значительной проблемой трансакционных издержек; при
этом государство предоставляло подобные блага и товары непосредственно через
свои собственные службы, оплачивая их средствами, получаемыми через
налогообложение, а не через ценовой механизм. Таким образом, предоставление
(хотя и не производство) этих благ оказывалось выведенным за пределы рынка.
Этим объясняется существование услуг общественного здравоохранения и
образования, некоторых культурных организаций, а также бесплатных дорог.
Вплоть до сегодняшней моды на приватизацию примерно так же государства
работали с серьезными проблемами барьеров входа. Как уже отмечалось, это было
особенно важно для так называемых «естественных монополий», в которых
физические или технические требования к поставляемому товару или услуге
практически исключали возможность конкуренции.
По мнению неолибералов,
такие действия государства дефектны в двух отношениях. Во-первых, поскольку
вопрос поставки решается политиками и правительственными чиновниками, то
решение скорее всего будет соответствовать предпочтениям производителей, а не
потребителей, к тому же на неудовлетворенность потребителей они будут отвечать
с большим запозданием. Больницы и поликлиники будут начинать работу тогда,
когда это удобно щтату, а не потребителям; в школах
будут учить тому, что нравится преподавать учителям, а не тому, чему, по
мнению родителей, следует учить их детей. С другой стороны, существует
вероятность избыточной поставки услуг и товаров; поскольку общественные службы
управляются производителем и финансируются за счет обязательного
налогообложения, а не через ценовой механизм, благодаря которому люди могут выбирать,
за что платить, они будут обеспечивать услугами, которые позволяют сохранять
работу их штату, но при этом не соответствуют потребностям людей. В этом
случае, скорее всего, общественные службы будут неэффективны из-за отсутствия
стимула добиваться эффективности затрат; также на них не будет производиться
давление, заставляющее избавляться от низкоквалифицированного персонала. Кроме
того, требуя, чтобы граждане финансировали такие услуги и блага своими
налогами, общественные службы непременно изменяют их потребительское
поведение: выбор граждан уже не будет самостоятельным, что по определению
понижает их благосостояние. Если снижение моих налогов за счет сокращения
расходов на государственную медицину ведет к тому, что я начинаю больше
тратить на табак, а не на здоровье, значит, моя свобода выбора и,
соответственно, мое благосостояние выросли.
В-третьих, государства
пытались в определенной мере уменьшить неравенство, возникающее в результате
провалов рынка, путем двойного действия. Во- первых, они использовали уже
рассмотренные нами техники обеспечения некоторыми существенными товарами и
услугами, которое было для конечного потребителя бесплатным или значительно
субсидируемым, что снижало потребность в изменении цен и их зависимость от
платежеспособности. Во-вторых, государства выстроили налогообложение так, чтобы
богатые люди платили больше. Неолибералы возражают
на прямое государственное обеспечение обычным для себя образом, однако к этой
критике они могут добавить еще один аргумент совершенно иной направленности.
Поскольку правительства могут стать мишенью для лоббирования, а более обеспеченные
люди имеют больше возможностей для лоббирования, чем бедные, распределение
прямого государственного обеспечения, скорее всего, будет искажено в пользу
богатых точно так же, как и в случае обеспечения рынка. Например, неолибералы
указывают на то, что государственные школы в богатых районах обычно лучше, чем
в бедных, а значительно субсидируемое высшее образование в основном получают
дети богатых. С другой стороны, они используют и аргумент противоположного
толка, предъявляя традиционное возражение: прогрессивное налогообложение
наказывает тех, кто демонстрирует предприимчивость и создает богатство.
В-четвертых, классический
ответ общественных служб на провалы рынка в области информирования заключался
в том, чтобы передать ответственность за обработку информации, касающейся ключевых
областей, информированной элите политиков и специалистов, которая отвечает за
обеспечение услугами и отслеживание их качества. Поэтому людям не нужно
заботиться о том, какое образование дать своим детям, какое медицинское
обслуживание получать или выяснять, какая пожарная служба лучше всех справится
с пожаром в доме. Предоставляя эти услуги, правительство использует
преимущества своего положения, позволяющего работать с наиболее полноценной в
каждом конкретном случае информацией, что недоступно обычному гражданину.
Критикуя эту практику и дополняя свои общие возражения против государственного
обеспечения, неолибералы порицают централизацию, удаленность и вполне
вероятное высокомерие политической эли
ты, которая
полагает, что лучше знает о потребностях людей.
Наконец, государство
испытывает трудности при работе с проблемами, которые возникают из-за смешения
политики и экономики, поскольку, решая вмешаться в экономику с целью
компенсировать рыночные провалы, оно нарушает эту границу. Вместо нее
создаются некие кодексы поведения, которые регулируют отношения между
политиками и государственными чиновниками, с одной стороны, и частными
бизнесменами —с другой. Обмен дарами либо запрещен, либо ограничен надзором;
формы легитимного обсуждения заранее строго заданы; существуют ограничения на
возможность перехода государственных чиновников на должности в частном секторе,
особенно если они занимались проблемами данного сектора.
Правила такого рода являлись
классическими признаками либерализма девятнадцатого века, которые были
закреплены социал-демократией двадцатого века, с подозрением воспринимавшей
взаимосвязь бизнеса и политики. Желание либералов защитить рынок от политики и
желание социал-демократов защитить политику от рынка привело к созданию необычного
союза. Неолиберализм конца XX — начала XXI вв. решительно отрекается от этого консенсуса,
поскольку он критикует разделение бизнеса и политики за то, что оно привело к
появлению в политике и обществе административного класса, удалившегося от
частного бизнеса и потерявшего контакт с его рыночными стимулами, а потому и
способность к инновациям или к эффективной работе.
В нашей книге не
предусмотрено достаточно места для подробного изучения каждой из форм государственного
действия и обоснованности неолиберальной критики. Наше исследование
сосредоточено на практиках самого неолиберализма. Поэтому мы должны направить
внимание на те ответы, которые были выработаны
неолиберализмом для устранения выделенных им дефектов общественных служб, а
также на проблемы, вызванные самими этими ответами. Правительственные
провалы, показанные в таблице 4.1, можно свести к трем главным темам:
невнимание к потребителям; предоставление избыточных или ненужных услуг;
неспособность общественного сектора воспользоваться повышением эффективности и
качества предоставления услуг, которого добиваются частные фирмы. В Таблице
4.2 эти провалы сопоставлены с предложенными решениями, которые составили неолиберальную
повестку реформ, а также с проблемами, которые, как выяснилось на следующем
этапе диалектического развития, следуют из этой повестки.
Пункт «невнимание к
потребителям общественных услуг» включает в себя неолиберальные требования,
гласящие, что в сфере общественных услуг господствуют интересы производителей,
поскольку решения в правительстве принимают чиновники и специалисты, которые
как раз и заняты обеспечением населения этими услугами; при этом они
предоставляют услуги, которые угодны им, но не потребителям. К тому же, это
достаточно централизованный процесс, особенно в таких странах, как Франция
или Великобритания, где местные правительства слабы, а большинство полномочий
принадлежит центральным министерствам. С другой стороны, государственное
обеспечение обычно является монопольным, а потому наделяет производителей
особой властью. Неолиберальная критика указывала на то, что практически любая
экономическая деятельность с большей эффективностью велась бы в рамках фирм,
занятых максимизацией прибыли, а не обеспечением стабильности и могущества для
производителей государственного сектора — так утверждала Вирджинская школа
общественного выбора, рассмотренная в предыдущей главе.
Таблица 4.2. Стратегии
маркетизации как ответ на провалы общественных служб и новые проблемы
Провал общественной службы
|
Ответ маркетизации
|
Прлоблемы маркетизации
|
А. Невнимание к потребителям;
господство интересов производителей; централизация и слабость местных
правительств
|
(i) Приватизация, соединенная с
регулированием, в случае несовершенной конкуренции.
|
Пространство массовой
маркетизации часто ограничено техническими параметрами; регулирование
остается, в основном, общественной заботой.
|
(ii) Осуществление рыночных методов в
рамках общественной службы с прямым потребительским выбором, руководимым
данными о производительности.
|
Провалы рынка; недостаточная
информация, искажаемая путем вертикального контроля над данными о
производительности
|
|
(iii) Частные поставщики и подрядчики
конкурируют с государственными, но в рамках финансируемой государством
системы
|
Ограниченная применимость
ценового механизма; центральные власти продолжают контролировать значительную
часть ценообразования; незначительное число контрагентов; длительные
контракты мешают использовать рынок; формирование инсайдерских фирм.
|
|
B. Ненужные услуги; недостаточная
эффективность затрат; высокие налоги.
|
(iv) Внутренние рынки
|
Ограниченная применимость
ценового механизма.
|
С. Общественные службы теряют
контакт с бизнесом.
|
(v) Приспособление бизнес-критериев к
практике правительства
|
Ограниченность и непригодность
рынков для общественных служб.
|
(vi) Поощрение интенсивного
взаимодействия с частным сектором и усвоение принципов поведения в нем.
|
Формирование инсайдерских фирм,
возвращение к провалу рынка, воплощенному в недостаточных барьерах между
политикой и экономикой.
|
Этот спор предполагает, что
общество желает получить данные услуги, однако при этом стремится к большему
выбору и лучшему качеству. Другой аргумент в пользу маркетизации является едва
ли не противоположным: «ненужные услуги». Ранее, как мы уже знаем,
утверждалось, что общественные услуги, поскольку они финансируются через налоги
и определяются интересами производителей, поставляются в «избыточном
количестве». Поэтому система, ориентированная на потребителя, могла бы быть
связана не с более качественными общественными услугами, а с менее
качественными. Многие стратегии, якобы нацеленные на улучшение качества
общественных услуг, также могут вести к противоположной цели.
Например, частный подрядчик
может выиграть контракт на поставку услуги, предложив низкую цену и заявив, что
общество согласится на услугу и более низкого
стандарта; орган, отвечающий за государственный заказ, можно убедить в
логичности такого рассуждения. Правительство, экспериментируя с большим
набором услуг, может выяснить, в какой именно сфере пониженный стандарт
допустим, а в какой он вызывает протесты. В последнем случае подход можно
быстро изменить. С помощью такого метода можно также выделить некоторые аспекты
обеспечения общественными услугами, ставшими пустой тратой, поскольку на самом
деле они никому не нужны. Но, скорее всего, у этой проблемы есть и другая
сторона. Вполне допустимо, если, скажем, в самолетах бюджетной авиалинии
уменьшается расстояние между рядами и, следовательно, место для ног, что
позволяет снизить цены на короткие перелеты во время каникул. Но можно ли
распространить эту же логику, например, на то пространство, которое
предназначено для перемещения в доме престарелых? Подобный подход вполне мог
бы пройти рыночную проверку: вряд ли группа восьмидесятилетних стариков будет
активно жаловаться. Жалобы могут поступить разве что от домов, расположенных в
богатых районах, и от ответственных родственников; в этом случае рыночная
реакция состояла бы в увеличении свободного пространства в таких домах престарелых,
но не в тех, что находятся в более бедных районах.
Аргументы, указывающие на то,
что предоставление услуг избыточно, довольно сложно отстаивать по политическим
причинам, однако потребители могут быть обеспокоены тем, что общественные
службы не подвергаются достаточному давлению, которое заставило бы их
отрабатывать вложенные деньги; при этом люди все равно предпочтут выплачивать
более низкие налоги. Наиболее очевидный способ решения этой квадратуры круга,
складывающейся из требования услуг одновременно с нежеланием платить за них, —
это повышение эффективности. Правительства в недавнем прошлом все чаще
приходили к выводу, что соответствующие идеи лучше всего искать в частном
секторе, который больше подвержен конкурентному давлению, требующему экономии
на издержках.
Неолиберальная стратегия
реформ предложила несколько решений этих проблем. Некоторые из них, как видно
по Таблице 4.2, связаны с применением внутренних рынков и нового общественного
управления в рамках общественных служб. Эти методы, выгоды, которые они
принесли, и выявленные в них изъяны не являются основной для нас темой, суть которой
— отношения правительства и частных фирм. Поэтому они будут обсуждаться только
в той мере, в которой пересекаются с нашей более узкой проблематикой. Мы
рассмотрим провалы общественных услуг А и В (Таблица 4.2) вместе, поскольку они
поднимают сходные вопросы. Затем мы перейдем к анализу провала С.
ПРИВАТИЗАЦИЯ С МАРКЕТИЗАЦИЕЙ И БЕЗ
В предыдущих главах мы
рассматривали необходимость провести различие между рынком и контролем со
стороны крупных компаний. Также это различие мы встречаем в анализе двух
понятий — приватизации и маркетизации. Маркетизация предполагает выставление
товара или услуги на торги, то есть выведение их на рынок, подчиняющийся всем
обсуждавшимся ранее условиям. Сама по себе маркетизация не обязательно означает
частную собственность на средства производства; издавна существует возможность
оставить услуги в государственной собственности и даже поставлять их через
общественных посредников, но только тем потребителям, которые покупают их.
Качество и количество поставок затем могут управляться с учетом уровня цен,
которые потребители готовы платить. В других случаях марке- тизация может
осуществляться внутри организации — как в частном, так и общественном секторе;
рынки, внедряемые в этом случае, известны в качестве «внутренних рынков». У
организаций разного рода есть выбор, как именно распределять ресурсы среди различных
подразделений. Так, может существовать система решений, принимаемых
руководством организации, основанная на определенных принципах и желаемых
результатах, и таким решениям часто предшествует процесс переговоров с
подразделениями; либо руководство может позволить рыночным силам решать, как
распределить эти потоки ресурсов. Зачастую встречается комбинация двух этих
методов, когда рыночные силы вступают в действие только после того, как
руководство определило некоторые параметры, например цены.
Поэтому маркетизацию
необходимо отличать от приватизации, которая означает продажу или какую-либо
иную передачу частным собственникам активов, ранее принадлежавших общественной
службе. А это, в свою очередь, может предполагать маркетизацию, но не
обязательно; общественная служба может продаваться частной монополии, конечные
потребители которой лишены возможности (или располагают лишь малой возможностью)
влиять на поставку услуг через свое рыночное поведение. Важным фактором,
способствующим приватизации, было то, что она позволяла правительствам
привлекать частные средства к финансированию важных капиталоемких проектов, а
не полагаться исключительно на налогообложение или государственный долг.
Настоящие рынки в ходе таких
приватизаций возникали редко, поскольку из-за проблем олигополии и
ограниченной конкуренции эти формы деятельности
первоначально были переданы в государственную собственность. Примером
неудовлетворительной приватизации монополии может выступать британская история
с решением проблемы прокладки железнодорожных путей и их поддержания, когда
выяснилось, что приватизация создает проблемы в плане безопасности железной
дороги. Поэтому железнодорожный путь был передан в собственность особой формы,
которая была разработана для того, чтобы избежать явной национализации, но при
этом справиться с рыночной несостоятельностью монополии. Была создана
организация под названием «Network Rail», называвшая себя коммерческой
компанией, действующей на коммерческих основаниях. Однако она была создана
государством, у нее не было акционеров, и все свои доходы она инвестировала
обратно в сеть железных дорог. В ее совет входили «члены» — представители
железнодорожной индустрии и потребителей. Она подчинялась регулирующему
агентству, «Управлению по железнодорожному регулированию», а застрахована была
правительством. Таким образом, предоставление железнодорожных услуг оставалось
приватизированным, хотя в результате только на нескольких наиболее загруженных
направлениях у пассажиров появилось больше выбора.
Слабость рынков в этих
монопольных приватизациях была признана правительством, создавшим управления
по государственному регулированию соответствующих услуг. Регулирование как
таковое является классическим «старым» ответом общественной службы на провал
рынка, однако современные процедуры регуляции основаны на сложном экономическом
моделировании, поскольку они пытаются воспроизвести результаты истинного
рынка, как если бы он существовал, а не применять бюрократические правила.
Приватизация, следовательно, обычно является не
«возвращением к рынку», а попыткой найти новый компромисс между рынком и
регулированием — то есть сохранить частную собственность и форму
регулирования, основанную на рыночных принципах, но при значительной роли
правительственных посредников.
Потребители этих
приватизированных агентств редко замечают какие-либо особые изменения в собственном
положении. Как правило правительство заключает контракты на обеспечение
услугами с монопольными частными поставщиками, а потребители пользуются ими
так же, как если бы они были традиционными монопольными общественными
услугами: «клиентом» является правительство, а не конечные потребители. Если
предположить, что одна из целей правительства при заключении контрактов —прийти
к выгодной сделке, то в этом случае гражданам как налогоплательщикам будет
выгодно, чтобы их затраты и, соответственно, налоговые сборы стали ниже. Но
граждане как потребители могут при этом ничего и не выиграть, поскольку порой
выясняется, что заключение контракта, выгодного для большой корпорации и
некоего департамента центрального правительства, никак не соответствует их
предпочтениям. В частности, может появиться тенденция обеспечения услугами
через крупные централизованные организации, а не через более мелкие и более
близкие к потребителям. Разумеется, как могла бы нам напомнить Чикагская
школа, такая централизация приведет к повышению эффективности, которая
означает повышение общего дохода и, соответственно, потребительского
благосостояния. Если же в таком случае потребители утверждают, что они
предпочитали децентрализованные, хотя, возможно, и не столь хорошо
отлаженные, услуги, им можно ответить, что они сами не понимают, что лучше
всего отвечает их собственным интересам. Но поскольку они не являются
участниками рыночных отношений между правительством и заключающей контракт
фирмой и поскольку, по мнению неолибералов, в обеспечение услугами не должна
вмешиваться политика, мнение потребите лей на самом деле не будут спрашивать
вообще.
Подобный пример представляет
собой курс, принятый правительством Великобритании в 2008 г.; он предполагает
поощрять объединение врачей общего профиля в более крупные центры или
«поликлиники», сосредоточенные в нескольких местах, а не рассеянные по всему
городу. В случае некоторых серьезных болезней могут понадобиться медицинские
практики, напоминающие скорее небольшие больницы. Однако в основном работа
врачей общего профиля, которые занимаются недомоганиями пожилых или бедных людей,
а также родителей с маленькими детьми, их близость к домам пациентов,
позволяющая избегать длительных поездок, остается весьма ценной особенностью
британского здравоохранения. Такая практика существовала еще до введения
Национальной службы здравоохранения, но интересно то, что она не исчезала на
протяжении всего периода расцвета этой системы, хотя ее режим обычно
высмеивался сторонниками маркетизации, полагавшими, что он излишне централизован.
Однако большие централизованные клиники — это тот вид работы врачей общей
практики и их услуг, который предпочтителен для частных медицинских фирм.
Неудивительно, что частные фирмы выиграли большинство контрактов по управлению
такими клиниками, отняв у существующих групп врачей общего профиля, входящих в
Национальную службу здравоохранения, возможность конкурировать. Правительство
Великобритании было весьма озабочено «созданием рынка» в сфере здравоохранения,
а потому консультировалось с фирмами по вопросу о том, какие именно
организационные формы могут привлечь их к обеспечению населения медицинскими
услугами.
ЧАСТНЫЕ ПОСТАВЩИКИ КОНКУРИРУЮТ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ, НО В
РАМКАХ ФИНАНСИРУЕМОЙ ГОСУДАРСТВОМ СИСТЕМЫ
Решение (ii) из Таблицы
4.2 осуществляется в рамках конкуренции государственных поставщиков (например,
в случае выбора школ и больниц из числа тех, что предлагаются государственными
органами), а потому не интересует нас в данном случае; однако нам известно,
что при более радикальном подходе частных поставщиков приглашали конкурировать
с уже существующими государственными. Такое внедрение элементов приватизации
может привнести новый капитал в ту или иную общественную услугу, а также
предложить новые идеи относительно ее оказания. Изначально считалось, что
программы приватизации ограничиваются промышленными отраслями, коммунальным
хозяйством и некоторыми небольшими предприятиями социального обеспечения,
которые не привлекали политического внимания. Однако к концу 1990-х гг. эта ситуация
изменилась во многих странах, так что правительства стали применять стратегию
обеспечения потребительского выбора за счет маркетизации внутри общественных
услуг.
Опять же, британское
лейбористское правительство 1997-2010 гг. и сменившее его правительство консерваторов
и либеральных демократов предприняли наиболее радикальные шаги. К началу XXI в.
лейбористская партия отказалась от убеждения в том, что некоторые услуги
должны предоставляться в качестве государственного обеспечения. Эта убежденность
основывалась на предположении о существовании такого фактора, как
профессиональная этика общественной службы, которая создавала более эффективные
стимулы для поставщиков тех же медицинских услуг, чем максимизация прибылей.
Подобно политикам некоторых других партий, лидеры
лейбористов· стали воспринимать сбои в работе сферы общественных услуг как
следствие ошибок занятого в них персонала, особенного специалистов. Для
правоцентристских партий, которым неолиберальные решения представлялись более
естественными, работники государственного сектора всегда были под подозрением,
поскольку они работали без стимулов рынка, которые должны наделять их
восприимчивостью к предпочтениям потребителей. Левоцентристские партии были
склонны считать таких сотрудников частью собственного электората; кроме того,
они традиционно относились к более обеспеченным профессиональным элитам с
некоторым недоверием, поскольку последние, как считалось, презирают своих
клиентов. По мнению ведущего эксперта по социальной политике Джулиана Легранда
[Le Grand, 2006],
ставшего консультантом лейбористского премьер- министра по вопросам
здравоохранения, согласно прежней профессиональной модели общество должно было
верить, будто все профессионалы являются «рыцарями», они работают максимально
качественно, поскольку таковы их профессиональные обязательства,
следовательно, им можно доверять. Однако, как утверждал Легранд, лишь немногие
люди являются принципиальными рыцарями. Поэтому лучше перестраховаться и
считать всех потенциальными «плутами», которые хорошо ведут себя только в том
случае, когда у них есть соответствующий стимул, обеспеченный финансовым
рынком. Принятие этой идеи обусловило создание максимально широкого спектра
рыночных отношений между поставщиками и их клиентами, которые стали заменять
опору на профессиональную этику.
Профессиональная этика не
равнозначна понятию этики общественной службы. Исторически первая в
определенной мере развивалась в рамках услуг, предоставляемых в частном
порядке, хотя они и были защищены от рыночных сил уставами ассоциаций и
юридическими нормами, ограничивавшими конкуренцию. Постоянно велись споры о
том, защищают ли эти ограничения клиентов от грубых практик, которые могли бы
применяться специалистами, стремящимися к максимизации прибыли (например, медиками
и дантистами, которые настаивали бы на проведении ненужного лечения, просто
чтобы получить от пациента деньги), или же позволяли бы специалистам получать
более высокое вознаграждение и относиться к клиентам с презрением. Рост
государства всеобщего благосостояния привел к тому, что некоторые
профессиональные услуги — в основном в сфере образования и здравоохранения —
были перенесены в государственный сектор, где стали доступны для подавляющего
большинства населения, и присоединились к различным государственным службам:
военной, гражданской и, в несколько ином смысле, к церкви. Понятие общего этоса
профессиональных ^ общественных служб возникло во второй половине ι XX в.
Представители разных политических направлений, особенно левоцентристских,
стали считать его источником мотиваций, который являл собой альтернативу
максимизации прибыли в частном секторе или даже превосходил ее. Это
предположение было поставлено под вопрос Леграндом и другими неолиберальными
политическими экспертами.
Из согласия с доктриной
Легранда, утверждающего, что лучше подозревать людей в плутовстве, чем верить
в их рыцарство, логически следует предпочтение стимула к прибыли вместо так
называемого этического основания поведения. По мнению самого Легранда, главное
применение его подхода состояло в создании внутренних рынков и потребительского
выбора в рамках предоставляемых государством услуг. Но также он закономерно
подводил правитель ство к предпочтению частных поставщиков,
у которых стимул к прибыли уже присутствовал.
В тех областях, где рынки
ранее не существовали, их можно создать только с помощью стимулирования фирм
к вхождению в эти области. Органам, отвечающим за местное образование, было
разрешено участвовать в конкурсах на строительство новых школ только в том
случае, если не появлялись частные подрядчики, готовые взяться за эту задачу.
В сфере здравоохранения местные власти обязали искать конкурентные предложения
новых производителей, которые могли бы создать альтернативу услугам,
предлагаемым уже существующими местными врачами-практиками. Это правительство
также тесно сотрудничало с американскими и другими фирмами, предоставляющими
услуги в сфере здравоохранения, пытаясь выяснить, что же привлечет их к
бизнесу в рамках Национальной службы здравоохранения. Затем программа «Новые
модели» дала государственным органам стимул предоставлять частным фирмам
подробную информацию о своей работе, чтобы они могли участвовать в конкурсах
на контракты, позволяющие освободить названные органы от ряда работ.
Такого рода действия
оправдывались потребностью «создания рынка» там, где его ранее не было. В
рамках отношений между клиентом и поставщиком это привело к появлению странного
понятия потребительского «суверенитета». На деле же правительство и другие
государственные учреждения стали упрашивать фирмы: «пожалуйста, примите нас в
качестве ваших клиентов!». Именно корпорации-поставщики, а не общественные
услуги и не их потребители, выиграли от создания рынка, выстроенного на этих
условиях.
Британское и другие
правительства, следовавшие той же стратегии, до самого недавнего времени при держивались
курса, согласно которому определенные услуги должны быть для конечных
потребителей бесплатными (или же должны предоставляться по номинальной
стоимости). В маркетизирующихся общественных услугах (которые могут
поставляться как государственными органами, так и частными фирмами) Потребители
выбирают, а поставщики получают доход в результате их выбора, но последний
оплачивается правительством, а не потребителем. Поэтому считать потребителей,
а не правительство, настоящими «клиентами» можно лишь в весьма ограниченном
смысле. Другая проблема заключается в том, что сфера всеобщих услуг, затребованная
здравоохранением и образовательной политикой, сама по себе не является
привлекательной для частных поставщиков. Важным элементом стратегии любой фирмы
на настоящем рынке является обнаружение ниш: на рынке не только клиенты
выбирают поставщиков, но и наоборот, поставщики — клиентов. Фирмам в действительности
часто нужны дополнительные поощрения в виде выгодных и достаточно долгосрочных
контрактов, чтобы они могли обойтись без этого важного элемента
предпринимательства. На деле длительные контракты часто оправданы. Невозможно
было бы изменять каждый год структуру фирмы, которая отвечает за
образовательные услуги или содержание тюрем в определенном регионе.
Однако фактом остается то,
что контракты на предоставление услуг, спрос на которые на несколько лет
надежно гарантируется правительством, создают для фирм крайне привлекательный
рынок продаж. В то время, когда рынки в целом становятся все более
конкурентными в общемировом масштабе, государственные контракты стали для фирм
лакомой приманкой. Этим также объясняется сильное давление представителей
частного бизнеса на правительства и международные организации, оказываемое с
целью ускорения приватизации общественных услуг. Оно оказалось настолько
успешным, что сегодня Евросоюз и Всемирный банк вместе с другими международными
институтами также настаивают на том, что правительства должны открыть свои
услуги для частных поставщиков, занятых получением прибыли.
Британские правительства с
энтузиазмом откликнулись на эти предложения, создав государственночастные
партнерства, известные в Великобритании как «частная финансовая инициатива».
Важный побудительный мотив правительства состоял в таком финансировании
значимых, с его точки зрения, строительных проектов (например, новых школ и
больниц), которое не требовало бы изменения бюджета за счет повышения налогов
или увеличения правительственного займа. Частный сектор финансирует проект, а
потому получает во владение соответствующее предприятие. По идее, фирма также
должна взять на себя риски, связанные с привлечением капитала, хотя в
Великобритании после финансового кризиса 2008-2009 гг. правительство было
вынуждено страховать финансовые риски контрактов, заключаемых по программе
«частной финансовой инициативы», — настолько оно было обеспокоено тем, что в
противном случае фирмы вообще потеряют интерес к этим сделкам («пожалуйста,
примите нас в качестве ваших клиентов!»).
Фирма, работающая по схеме
«частной финансовой инициативы», одалживает ресурсы общественному сектору за
определенную сумму, которая выплачивается в течение оговоренного периода. В
этот период проектом совместно управляют фирма и соответствующая общественная
служба. Правда, в таком случае складывается довольно жесткая ситуация. Если,
скажем, школа или больница финансируется в рамках проекта «частной финансовой
инициативы», соответствующему общественному органу будет сложно изменить их
использование или их организационный распорядок в течение ближайших 20-30 лет,
поскольку изначальный способ эксплуатации прописан в исходном контракте.
«Рынок» работает только в один-единственный момент — когда оформляется
контракт; затем создается совершенно негибкая частная монополия, на длительный
период освобождающаяся от давления рыночных сил.
Как и во многих других
случаях приватизации, длительные контракты в рамках «частной финансовой
инициативы» привлекли частные фирмы, ограничив при этом роль рынка, тем самым
вновь доказав, что цели неолиберальной политики больше связаны с фирмами,
нежели с рынком. Орган власти, заключающий контракт, теряет свои полномочия,
которыми он якобы как клиент обладает, на весь период действия контракта, при
этом для конечных потребителей или пользователей услуг рыночный выбор не
обязательно увеличивается. Клиентом подрядчика является тот или иной орган
власти, заключающий контракт. У подрядчика нет рыночных отношений с
потребителями, при этом общество теряет возможность предъявлять «гражданские»
права этому органу власти, который более не отвечает за принцип обеспечения
услугами. В некоторых случаях, когда создается длинная цепь подрядчиков, любая
ответственность перед потребителем становится чисто юридическим вопросом
различных корпоративных партнеров по контрактам. Эта проблема была выявлена на
первой стадии приватизации британских железных дорог, когда после крушения
поезда, связанного, судя по всему, с плохим обслуживанием железнодорожного
полотна, в цепочке контрактов было трудно найти тех, на кого можно было бы
возложить ответственность.
Долгосрочность контракта
освобождает повседневные услуги от давления рыночной дисциплины, поскольку
рынок существует только на время переговоров по контракту. Одним из следствий
такой ситуации стало возникновение группы фирм, которые расширили свой
бизнес, чтобы охватить едва ли не весь спектр общественных услуг. Например, фирмы,
начинавшие в качестве подрядчиков, занимающихся строительством дорог (в этой
сфере клиентами почти всегда оказываются органы власти), стали поставщиками
услуг по административной поддержке местного правительства. Основная специализация
таких предприятий состоит в получении правительственных контрактов, а что
именно предлагается делать—для них почти не важно. Эти фирмы достигают такого
положения не только потому, что они научились подавать заявки и правильно
заполнять формы на контракт, но и за счет тесных отношений с правительственными
чиновниками и политиками на национальном и местном уровнях, которые мы рассмотрим
далее.
Существует, однако, проблема
совсем иного толка, возникающая в результате описанных выше попыток слить
воедино подходы частного и общественного секторов. Если, как и происходит при
таких слияниях, рынки весьма несовершенны, а услуга важна для повседневной
жизни и ее регулирование по-прежнему необходимо, общество продолжает считать,
что правительство должно каким-то образом участвовать в предоставлении услуги.
Согласно же неолиберальной теории, такого не должно быть. Правительство и
подрядчик в рамках контракта находятся в отношении заказчика и исполнителя.
Сперва заказчик устраивает тендер для потенциальных исполнителей задачи,
которая подробно излагается в тендерных документах. Отдельные заявители не
должны получать информацию от представителей заказчика или знать предложения
других заявителей. В заранее определенное время заказчик открывает торги.
Затем мо гут проходить более подробные переговоры
с небольшим числом заявителей, пока не будет принято решение. Заказчики также
имеют право на основе предыдущего опыта составлять открыто публикуемые списки
предпочтительных подрядчиков. Благодаря им и заказчики, и подрядчики могут с
выгодой для себя учиться на этом опыте, однако такие списки должны
подвергаться периодическому пересмотру, чтобы они не ограничивались
«друзьями». Наконец, заказчик определяет все то, что, по его мнению, должно
быть выполнено по контракту, исполнитель выполняет контракт в обмен на
установленное вознаграждение. Контракт может предполагать пересмотр, однако
лишь в соответствии с заранее заданными условиями.
Причина, по которой
контракты в идеале должны иметь такую форму, заключается в гарантии против
коррупции, которая могла бы развиться в том случае, если у представителей
заказчика складываются привилегированные отношения с некоторыми подрядчиками.
Также она гарантирует высокую степень доступа к рынку, поскольку заявки могут
подавать многие подрядчики; при этом она обязывает подрядчиков, получивших
контракт, придерживаться условий, которые они сами предложили и приняли,
когда выиграли контракт. Любая более тесная, продолжительная или неформальная
коммуникация между представителями заказчика и агентствами компрометирует это
положение дел. В идеальном случае эти правила должны лежать в основе
заключения контрактов в частном секторе, но они считаются важными и для
общественного сектора. Если частная фирма предпочитает работать с «друзьями» и
позволяет своему персоналу вступать в полюбовные соглашения с избранным
кругом подрядчиков, она станет неэффективной и со временем будет вытеснена с
рынка; однако государственный сектор не подвергается рыночным проверкам,
поэтому полюбовные и даже коррумпированные контракты в нем можно заключать в
течение неопределенно долгого времени.
Проблема этих идеальных
правил заключается в том, что они не применимы для частного сектора, но не
только из-за случаев коррупции, но и по более веским причинам, которые мы
рассмотрим далее. Если правила не ослабить и в государственном секторе, то
этот сектор лишится возможности использовать техники, изобретенные фирмами для
преодоления жесткости формальной контрактной модели. Если же такое послабление допускается, риск
коррупции может стать вполне реальным.
Проблема формальной
контрактной модели заключается в том, что она не справляется с неизбежными
частыми поправками и неявными условиями, которые свойственны каждой сложной
задаче. Заранее в контракте невозможно обговорить все проблемы и неожиданные
вопросы, которые возникают на практике. В своем исследовании этого явления,
описанном в предыдущей главе, Оливер Уильямсон выяснил, что представители
заказчика и агента, работающие над сложными задачами, как правило
самостоятельно образуют группы для совместных действий, часто забывая о том,
что в теории они представляют разные стороны контракта, но сотрудничество
позволяет им добиться цели, даже если для этого требуется несколько изменить
первоначальные условия.
Это, разумеется, случается и
тогда, когда правительство выступает в роли заказчика, а частная фирма — в
роли исполнителя. Предположим, фирма заключает многолетний контракт на
обслуживание железных дорог, которыми раньше владела государственная
организация. Обязательно начинается активное взаимодействие между штатом фирмы
и сотрудниками соответствующего министерства или, что более вероятно,
регулятивного органа, ответственного за контроль железных дорог. Этот процесс,
безусловно, может привести к повышению эффективности. Однако когда
правительство или государственный орган являются одной из сторон, поправки,
вносимые в контракт, не проходят жесткий тест на рентабельность, которому,
вероятно, должна удовлетворять фирма. Кроме того, поправки вносятся не в
исходный план частный фирмы в соответствии с предложениями заказчика, которым
могла бы быть другая частная фирма; они представляют собой изменения
государственного курса или программы, осуществляемые данной частной фирмой.
Неявные условия контрактов
ставят ряд вопросов иного характера. Агент закладывает в контракт не только
перечень заранее оцененных операций, которые отражают его собственное место на
рынке, но также и экстерналии, из которых он извлекает выгоду. Например,
заключающая контракт фирма может быть связана с местной сетью весьма
эффективных фирм, которым выгодно обмениваться друг с другом неформальными
знаниями. Сторона заказчика получает выгоду от этой сети, хотя он ее и не требовал.
Таким образом, эти сетевые эффекты неявно присутствуют
в контракте, поскольку они составляют вклад в то соотношение цены и качества,
которое смог предложить подрядчик и которое, соответственно, обеспечила его
контрактом. Однако поскольку неявные условия по определению не рассматриваются
в явном виде, каким образом заказчик может определить, действительно ли
обещанное соотношение цены и качества является весомым или оно — всего лишь
иллюзия? В случае сетевой фирмы мы могли бы быть уверены в том, что это
соотношение вполне возможно. Но вдруг экстерналия, которой воспользовался
подрядчик, заключается всего лишь в его прошлом опыте, позволившем ему узнать,
как выигрывать контракты? Что если экстерналия состояла не в возможности
предложить хорошую и выгодную сделку, а в таких вещах, как умение общаться с
представителями заказчика (или уговаривать их) или же вполне невинный навык
составления привлекательных проектов контрактов? Основная специализация этих
компаний заключается в получении правительственных контрактов, которые
практически никак не соотносятся с предполагаемыми реальными работами.
Подобные навыки могут помочь фирме выиграть контракт, не предлагая ничего
значимого для улучшения соответствующей услуги. Когда заказчик — часть
правительства, риски возрастают из-за отсутствия проверки рынком.
Это возвращает нас к третьей
слабой стороне общественных услуг, выделенной неолиберальной критикой (пункт
С в Таблице 4.2) и состоящей в потере контакта с бизнесом.
УДАЛЕННОСТЬ ОТ ЧАСТНОГО СЕКТОРА
В классической традиции
функционирования общественных служб между государственными чиновниками и
частными фирмами следовало установить определенный барьер. В каком-то смысле
он предназначался для защиты рынков от политических и административных
вмешательств, якобы нацеленных на помощь «дружественным фирмам»—то есть, в
конечном счете, для предотвращения настоящей коррупции. В действительности
такое представление тесно связано с верой в свободные рынки: чтобы рынки
работали правильно, не должно быть влияния правительственных чиновников и
сотрудников частных фирм друг на друга. Однако одно из следствий такого
положения дел заключалось в том, что общественные службы оказались отрезаны от
прогресса в частном секторе, где давление конкуренции ведет к постоянным инновациям
в методах работы. Правительство выработало два ответа на эту проблему.
Во-первых, от
государственных организаций все чаще требовали, чтобы они вели себя так, словно
являются фирмами, действующими на рынке. Это поощрялось многими практиками,
приведенными в Таблице 4.2, такими, как внутренние рынки или внедрение
конкуренции между подразделениями, а чаще всего — применением целевых
показателей к организациям и сотрудникам общественных служб. Также эти
практики включали в себя утверждение модели заказчика (в его роли выступает
политическое руководство) и исполнителя (руководство общественной службой),
взятой из неолиберальной концепции фирмы, в которой заказчик (акционеры)
требует от агента (топ-менеджмента корпорации) увеличения рыночной стоимости
их доли. В общественных услугах довольно сложно найти аналогию максимизации акционерной
стоимости. Если заказчиками являются политики, в таком случае стратегия
максимизации направлена на электоральный успех; попросту говоря, «голоса» в
таком случае оказываются эквивалентом акционерной стоимости. Однако демократия
не работает так же, как прибыль, и не предполагает единого измеримого
индикатора. Последний должен постоянно вырабатываться политиками, их
советниками и другими общественными деятелями. Следовательно, в конечном счете
профессиональная этика и общественные услуги вытесняются не рынком, а этикой
поведения политиков и — все чаще — их консультантов из числа менеджеров
частного сектора.
Это подводит нас к весьма
важному вопросу: многие стратегии маркетизации в общественной политике
стремятся вынести ряд проблем за границы возможного конфликта и обсуждения,
разорвав их связь со сложными этическими дилеммами. Однако такие попытки
неизбежно проваливаются, поскольку человеческая жизнь не может управляться
технократическим автопилотом. В рамках корпоративного сектора всегда можно
закрыть вопрос «зачем мы это делаем?» ^ ответом «это увеличивает прибыль». Но
такой ход не позволяет избежать более обширного спора по этому вопросу. Исходя
из ситуации, которая складывается в начале XXI в., такие вопросы именно в
политике находят «конечную инстанцию», именно там они должны решаться.
Правительствам и политикам в целом весьма непросто исключить дискуссию по
ключевым проблемам. А это, в свою очередь, ограничивает их возможность
подражать действиям частного бизнеса. Но можно понять, почему политикам так
нравится заниматься подобными имитациями и почему они действительно были
готовы к ним.
Вторым вопросом, еще более
значимым для нас, стало поощрение тесного сотрудничества государственных
служащих и персонала частного сектора — оно было нацелено на, чтобы первые
учились у вторых. В этом процессе прежняя идея о необходимости защитного слоя,
разделяющего сотрудников общественных служб и бизнесменов, была отвергнута.
Консультанты из частного сектора были введены в правительство, где они начали
не просто давать советы, но и разрабатывать проекты, а также получили возможность
рекомендовать приобретать продукцию собственных фирм. К примеру, такой принцип
часто применялся к государственными закупками различных компьютерных систем.
Представители многих медицинских фирм США назначались на посты советников в
британское Министерство здравоохранения с целью помощи частным фирмам в
выстраивании той роли, которую, как мы уже указывали ранее, им предстояло
сыграть в обеспечении медицинскими услугами. Точно так же развился и прямо
противоположный процесс: политики и чиновники стали уходить со своих постов,
становясь консультантами в частных фирмах, где они использовали свои связи для
получения контрактов.
В Великобритании
традиционные правила, довольно долгое время не допускавшие подобных перемещений,
были ослаблены — именно ради упрощения контактов между государственным
сектором и частной экспертизой. Например, Патриция Хьюитт, бывший министр
здравоохранения Великобритании, вскоре после своей отставки начала работать на
должности консультанта в частных компаниях. Первой была компании «Boots», крупная
сеть аптек, которая планировала оказывать в своих магазинах услуги общего
назначения. Другой была фирма «Cinven», частная инвестиционная
компания, которая недавно приобрела несколько частных больниц. Джон Рейд,
бывший министр внутренних дел, отвечающий за безопасность, впоследствии стал
консультантом в фирмах соответствующего направления, получающих и исполняющих
правительственные контракты.
Отношение между этими
процессами и маркетизацией парадоксально. С одной стороны, стремясь получить
консультации от отдельных лиц и организаций частного сектора, правительство
пытается приобщиться к рыночным формам поведения. С другой стороны, оно в
итоге рискует ослабить рынок. Слишком тесные отношения между государственными
чиновниками и отдельными компаниями, приводящие к созданию барьеров входа,
защищающих привилегированную группу инсайдерских фирм, означают исключение
всех остальных. Вероятно, самый впечатляющий на сегодняшний день пример такого
процесса—передача на субподряд частным фирмам многих военных проектов и работ
в области нефтедобычи при президенте Джордже Буше-младшем в период войны в
Афганистане и Ираке. Отчасти потому, что в этих проектах необходимо было
соблюсти секретность, многие из таких значительных
контрактов были распределены без конкуренции среди заявителей. Среди фирм,
участвовавших в этих заказах, наиболее известной стала «Halliburton», председателем
и генеральным директором которой был вице-президент США Ричард Чейни. Другая
компания, «Blackwater», занимающаяся
военными заказами и получающая более 90% своих прибылей от правительственных
контрактов, через некоторое время была изгнана из Ирака местным правительством
на основании обвинений, указывающих на злоупотребления и случаи коррупции.
Позже эта фирма сменила название и теперь известна как «Хе».
Итак, мы возвращаемся к
фундаментальной дилемме неолиберальной стратегии: пытаясь сократить те или
иные формы правительственного вмешательства в экономику, она, создавая
пространство для разнообразных взаимодействий правительства и частных фирм,
тем самым стимулирует их. Многие из подобных контактов порождают серьезные
проблемы как для свободного рынка, так и для общественных институтов, которые
должны оставаться неподкупными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обсуждение, проведенное в
этой главе, оставляет нас с тремя весьма тревожными выводами. Во-первых, хотя
неолиберальная критика и обнаружила реальные проблемы в сфере традиционных
общественных услуг, предложенные ею лекарства оказались ничуть не лучше
болезни. Например, многие стратегии маркетизации и приватизации были-нацелены
на уменьшение влияния специалистов, работающих в сфере общественных услуг.
Однако следствием зачастую становилось увеличение власти частных подрядчиков.
Опыт приватизации может
научить нас с подозрением относиться ко всем торговцам панацеями — и к тем,
кто «продает» нам рынок, и к старым социалистам, пытавшимся уверить нас в том,
что государственная собственность в экономике освободит нас от заложенного в
нашей природе зла. Понятно, что политики и их советники хотели бы найти
простые и однозначные подходы, которые можно было бы применять ко всем случаям,
некий конечный репертуар политических мер, которые бы использовались при
возникновении любой новой проблемы, к которой они не успели подготовиться. И
особенно им хотелось бы получить такую возможность для случая, когда
приходится иметь дело со сложной и рискованной задачей. Однако такие простые
подходы любого типа скорее всего будут давать убедительные ответы только на
ограниченный период времени, поскольку любые программы политических мер рождаются
вместе с характерными для них слабостями и дефектами.
Второй вывод связан с
главной темой этой книги — неприятной ролью, которую корпорация играет в
политической жизни. Политический спор сосредоточен на противопоставлении
«государства и рынка»: если фирма и учитывается, то обычно как ее сторонники,
так и критики уподобляют ее рынку. Но мы уже выяснили, что такой подход
неверен; рынок не обязательно требует наличия фирмы, равно как и наоборот.
Кроме того, мы отметили, что неолиберализму не так и не удалось изобрести
принцип проверки фирмы; исключением является лишь неудовлетворительный
чикагский подход к антимонопольному законодательству, рассмотренный в
предыдущей главе. Так же, как в этом подходе, для маскировки защиты корпораций
применялся термин «потребительский выбор», идея рынков общественных услуг
использовалась для оправдания процесса, в котором выгоды конечных потребителей
услуги не всегда очевидны, тогда как прибыль фирм-подрядчиков представляются
вполне однозначной. Последовательный неолиберальный подход к общественным
услугам требовал бы их полного выведения в рыночную сферу, где потребители
сами платили бы за них, а правительство вообще осталось бы не у дел. Такой
вариант оказался невозможным, в основном по причинам демократии: большинство
избирателей не поддержит уничтожение общественных услуг, которые были созданы
в лучшие времена всеобщего избирательного права. Но существует и еще один
фактор, который практически никогда не обсуждается. Универсальные общественные
услуги, финансируемые государством, а не за счет индивидуального
потребительского выбора, оказываются поразительно безопасными рынками для тех
фирм, которые специализируются на контрактах в государственном секторе. В США
реформа здравоохранения, предложенная президентом Обамой, в определенной мере
свелась к обязательным и частично дотируемым выплатам на корпоративные схемы
медицинского страхования. И это лишь один пример из многих.
Неолиберализм решительно
отмежевывается от политического и одновременно экономического наследия либерализма,
поскольку уже не видит проблемы в тесных отношениях между фирмами и государствами
при условии, что влияние фирм распространяется на государство, но не в обратном
направлении. Первая ошибка этой позиции — в непонимании того, что фирмы
пытаются влиять на государство именно потому, что стремятся вернуть это
влияние обратно в экономику, ибо это сулит им определенные привилегии.
Когда неолибералы привлекают
внимание критиков к неприятно тесным и мешающим конкуренции отношениям между
правительством и отдельными фирмами, они подразумевают, что у них есть простое
средство решить эту проблему —полное отстранение государства. В соответствии с
чистой неолиберальной доктриной не возникнет необходимости беспокоиться по
поводу нездоровых отношений между правительством и фирмами, когда
правительство вообще не будет вмешиваться в дела фирмы. Любой шаг к регулированию
— это приглашение к созданию подобных отношений. Однако не только
регулирование, но и его отмена или сокращение регулирования могут стать
причиной напряженных отношений между фирмами и правительствами. Повестка
дерегуляции, которая в 1990-х гг. привела к безответственному развитию
финансовых рынков, сама являлась результатом вопиющего лоббирования Конгресса
США и администрации президента представителями банковских кругов. Воздержание
правительства США от вмешательства в обеспечение услугами здравоохранения,
отличающее эту страну от подавляющего большинства других развитых демократий,
также является результатом использования огромного объема ресурсов для
лоббирования в тех же институтах.
Наконец, все неолибералы, за
исключением наиболее радикальных, согласны с тем, что рыночная эффективность
не сможет удовлетворить совокупность всех человеческих стремлений, а потому у
демократии есть право задавать другие цели и параметры. Но такой процесс, судя
по всему, всегда означает вмешательство правительства в то, что прежде
оставалось бы исключительно рыночным поведением. Трудно найти какие-либо иные,
кроме государства, институты, которые могли бы работать с серьезными
экстерналиями, общественными и социально значимыми благами. Поэтому
правительство всегда будет заходить на территорию, занятую, хотя бы
потенциально, частными фирмами; а фирмы, как нетрудно предсказать, всегда будут
использовать экономические ресурсы для вмешательства в политическую жизнь с
целью добиться решений, благоприятных для их экономической деятельности.
Переход от государства, поставляющего услуги напрямую, к государству,
передающему их оказание частным фирмам, вызывает лишь значительный рост
сомнительных взаимодействий такого рода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий