В суете постоянного потока тревожных новостей из Северной Сирии зачастую теряется суть происходящего конфликта. Рискну предположить, что в массовом сознании текущее противоборство остаётся «войной между турками и курдами». Однако подлинная демаркационная линия враждующих сторон проходит вовсе не по национальным границам.
В суете постоянного потока тревожных новостей из
Северной Сирии зачастую теряется суть происходящего конфликта. Рискну
предположить, что в массовом сознании текущее противоборство остаётся «войной
между турками и курдами». Однако подлинная демаркационная линия враждующих
сторон проходит вовсе не по национальным границам.
В течение многих лет в Курдистане, то есть на
территориях, где курды составляют этническое большинство, разворачивается
масштабная битва между двумя проектами будущего. Сегодняшний виток кровопролития
— один из её эпизодов.
Президент Турции Тайип Эрдоган и его
государственная машина олицетворяют собой политический
проект «неоосманизма», современную интерпретацию политических максим Османской
империи. Неоосманская парадигма подразумевает централизацию власти в руках
президента, расширение влияния турецкого государства на соседей по
ближневосточному региону, а также апелляцию к исламу как к политической ценности
и фактору, способному объединить людей поверх этнических барьеров. Все эти
черты рельефно представлены в политике Эрдогана.
По другую сторону линии фронта
сторонники «демократического
конфедерализма». Автор этой концепции — лидер Рабочей партии
Курдистана (РПК) Абдулла Оджалан, который разработал её в середине 2000-х
годов, уже находясь в турецкой тюрьме. РПК взяло её за основу своей
программы. С тех пор создание самоуправляющейся автономии заменило среди целей
партии прежнюю задачу построения социалистического национального государства
Курдистан.
Демократический конфедерализм подвергает жёсткой критике государство как аппарат
угнетения, сближаясь в этом аспекте с анархизмом. Автономия должна, не
становясь государством, развить систему прямого народовластия через советы.
Идеология РПК в ещё большей степени, чем неоосманизм, стремится преодолеть национальное
разобщение, декларируя своей целью создание равноправной конфедерации народов
Ближнего Востока. Особое место в её идейном арсенале отводится гендерному
равенству. Таким образом, нельзя отождествлять современную РПК с классическим
национально-освободительным движением или, тем более, курдскими националистами.
При этом в отношении обеих сторон конфликта
высказываются мнения, что за идеологическими вывесками кроется коррупция и
борьба двух групп политической элиты за власть. Несомненно, элемент «борьбы за
власть» в определённой мере действительно присутствует. Но в ходе двух поездок
в Курдистан и интенсивного общения с участниками курдского движения в России я
убедился, что среди них преобладают люди, искренне стремящиеся воплотить идеи
Абдуллы Оджалана в жизнь. О том же говорит и практика этого движения.
Борьба между Конфедерацией и
Империей протекает в разных формах на разных территориях. Демократическая
партия народов выступает легальным крылом конфедералистского движения в Турции.
Депутаты ДПН занимают 59 мест (около 10%) в турецком Меджлисе. В короткий
период перемирия и мирного процесса между РПК и правительством в 2013—2015 годах
под патронажем ДПН в курдских регионах Турции создавались институты
Конфедерации: ассамблеи и комитеты. С 2015 года, когда возобновились
боевые действия, все созданные структуры и сама ДПН попали под шквал репрессий.
Органично в духе неоосманского
экспансионизма турецкое государство преследует врага и распространяет военный
контроль за собственными рубежами. Горы крайнего севера Ирака ещё в 1980-е годы
стали оплотом Рабочей партии Курдистана, центром её инфраструктуры. На
сегодняшний день для борьбы с партизанами РПК в курдской части Ирака
расположено несколько постоянных военных баз турецкой армии. На иракской
территории многократно проводились крупные наземные и воздушные военные операции
Турции. Последняя на сегодняшний день — в мае 2019 года.
В этой динамичной панораме Рожава занимает особое
место. Регион, в котором проживает более четырёх миллионов человек, стал самой
масштабной пробой проекта Конфедерации. Летом 2012 года курдские революционеры
вытеснили отсюда администрацию, верную президенту Сирии Башару Асаду, а затем
организовали оборону и успешное контрнаступление против Исламского государства
при поддержке Международной коалиции.
Параллельно с вооружённой борьбой за существование в
Рожаве развернулось масштабное социальное строительство: были созданы органы
самоуправления, в том числе местные советы, кооперативы, женские организации.
Ядром самообороны автономии выступают Отряды народной
самообороны (YPG), а двигателем социальных преобразований — Партия
«Демократический союз» (PYD) и Движение за демократическое общество (TEV-DEM).
Формально Рабочая партия Курдистана — ни при чём. Однако организаторами всех
указанных структур выступили именно кадры РПК.
Помимо практического и далеко небезуспешного
воплощения своего политического проекта, Рожава стала для РПК важной ресурсной
и инфраструктурной базой. В частности, автономия стала обширным полем для
рекрутинга новых кадров организации.
Тесно связан со вторжением план Эрдогана по
«возвращению» сирийских беженцев в свою страну путем их перемещения в «зону
безопасности», которую предполагается создать на руинах Рожавы. Беженцев в
рамках этой идеи планируется использовать в качестве орудия неоосманского
проекта. Президент Турции хочет «разбавить» ими курдское население региона, у
которого РПК пользуется популярностью. От новопоселенцев, арабов-суннитов,
ожидается враждебность или, на худой конец, равнодушие к движению Конфедерации.
На роль самозваных выразителей
политической воли сирийских арабов-суннитов турецкое правительство выдвинуло
«Сирийскую национальную армию», объединившую под покровительством Анкары ряд
исламистских группировок. Сегодня они вместе с солдатами турецких вооружённых
сил «расчищают пространство» для масштабного изменения демографической картины
региона. Новый виток войны уже вызвал исход как
минимум 130 тысяч жителей с территории предполагаемой «зоны безопасности».
Интересно, что в самой Турции активисты
Демократической партии народов оказывали поддержку сирийским беженцам. В
частности, они проводили дополнительные образовательные мероприятия для детей,
которым государство обеспечивало только посещение общеобразовательной школы.
Мне известен по крайней мере один такой пример из города Мерсин.
Конфедерация или Империя? В этом
споре есть и третий вариант ответа. Хафез Асад, а затем его сын, нынешний
президент Башар, выстраивали Сирию как арабское национальное государство.
Опираясь на масштабную поддержку Ирана и России, правительству удалось восстановить
контроль над значительной частью страны. Столкнувшись с нападением многократно
превосходящей технически турецкой армии, политики Рожавы были вынуждены заключить соглашение с
Дамаском, на основании которого в регион вошли части сирийской
армии. Нет сомнения в, что Башар Асад хотел бы восстановить контроль и над этой
частью страны.
Чем бы ни завершилась текущая стадия сирийского
кризиса, борьба между конфедералистским и неоосманским проектами на этом не
закончится. Противостояние уже давно выплеснулось за границы Турции и изменило
политическую карту Ближнего Востока. Как турецкое государство, так и Рабочая
партия Курдистана и сопутствующие ей движения обладают ресурсами и волей для
продолжения этого конфликта.
Не будет преувеличением сказать, что политическая
программа РПК предлагает новое решение для старых проблем, сотрясающих регион.
В первую очередь, проблемы национального неравенства и межэтнической
конфронтации. Смогут ли эти идеи устоять перед военной мощью второй по силе
армии НАТО и распространиться на новые территории и национальные группы? На
этот вопрос ответ даст ближайшее будущее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий