Урбанизм, выросший на эксплуатации, — таково наше историческое наследие. По-настоящему гуманистический урбанизм еще предстоит создать. Задача революционной теории стоит в прокладывании дороги от урбанизма, основанного на эксплуатации, к урбанизму, достойному человеческих существ. А революционная практика должна осуществить этот переход.
Некоторые материалы,
представленные в этой книге, могут быть использованы для подкрепления
тезиса Лефевра, в то время как другие ему противоречат. Мы оба
принимаем концепцию целостности как внутренней взаимосвязанности. Мы также
оба считаем, что урбанизм нужно понимать как самостоятельную целостность,
которая выражает и формирует отношения с другими структурами
в целостности. Ни он, ни я не видят урбанизм
как просто производную других структур. Лефевр также пытается встроить
в свой анализ адекватные концепции пространства. Он указывает
на конфликт между диалектикой социального процесса и статической
геометрией пространственной формы и приходит к размышлениям
на тему «социальный процесс — пространственная форма», которые не так
уже отличаются от концептуальной основы этой книги.
<…>
В чем же
расхождения? Лефевр настаивает, что урбанизм сейчас подчинил себе
индустриальное общество. Он приходит к этому выводу путем познания
через отрицание. Использование такого диалектического инструмента приводит
нас к гипотезе. Но не дает подтверждений.
И я не верю в то, что на данном этапе истории эта
гипотеза является обоснованной.
Урбанизм обладает
собственной структурой — он может пониматься как обособленная
целостность — со своей собственной динамикой. Но эта динамика
опосредована взаимодействиями и противоречиями с другими структурами.
Говорить, что сейчас урбанизм взял верх над индустриальным
обществом, — значит говорить, что противоречия между урбанизмом
как структурой в процессе трансформации и внутренней динамикой
старого индустриального общества просто разрешились в пользу первого. Мне
это утверждение не кажется реалистичным.
В некоторых важных и решающих аспектах индустриальное общество
и структуры, которые его составляют, продолжают подчинять себе урбанизм.
<…>
Говоря, что его тезис
неверен в данный момент истории, я не говорю, что он
не может находиться в процессе приближения к истинности или что
он не может стать таковым в будущем. Доказательства свидетельствуют,
что силы урбанизации крепнут и стремятся к доминированию
на центральной сцене мировой истории. Урбанизация становится глобальной.
Урбанизация сельской местности идет все активнее. Созданное пространство
вытесняет эффективное пространство. Внутренняя дифференциация
в урбанизационном процессе очевидна, как и изменения
в политической организации пространства, которые происходят параллельно
с этой дифференциацией. Во всех этих аспектах Лефевр ухватил основные
тенденции. Можно сказать, что Лефевр представляет нам гипотезу
о возможностях, заложенных в настоящем. За долгую историю города
чего только о нем не написали — и оптимистичного,
и утопичного. Теперь у нас есть шанс прожить многое
из предсказанного, при условии, что мы воспользуемся нынешними
возможностями. У нас есть возможность создавать пространство, творчески
обуздав силы, производящие городскую дифференциацию. Но чтобы
воспользоваться этими возможностями, нам приходится бороться с силами,
которые создают города как отчужденные пространства и подталкивают
урбанизацию в направлении чуждом нашим индивидуальным и коллективным
целям.
Чтобы противостоять
этим силам, нам нужно для начала понять их. Старая структура промышленного
капитализма, породившая когда-то революционные изменения в обществе,
теперь превратилась в тормоз. Растущая концентрация инвестиций в основной
капитал, создание прибавочной стоимости, которая зиждется на присвоении
и эксплуатации, — все это следствие внутренней динамики промышленного
капитализма. Модели обращения прибавочной стоимости меняются, но они
не меняют того, что города — эти «мастерские цивилизации» —
основаны на эксплуатации многих немногими. Урбанизм, выросший
на эксплуатации, — таково наше историческое наследие. По-настоящему
гуманистический урбанизм еще предстоит создать. Задача революционной теории
стоит в прокладывании дороги от урбанизма, основанного
на эксплуатации, к урбанизму, достойному человеческих существ.
А революционная практика должна осуществить этот переход.
Отрывок из книги Дэвида Харви. "Социальная справедливость и город".
Впервые опубликовано здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий