Запрещенное, совершенно запрещенное некогда письмо Белинского к Гоголю 
вновь рискует попасть в раздел неугодных власти текстов. Полное острой 
критики в адрес русской православной церкви, при условии принятия закона
 о "защите прав верующих", письмо может быть изъято из культурного 
обращения. Поэтому читайте классику, пока не поздно.
Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного
человека:  это 
эпитет  слишком слаб и нежен для
выражения того состояния, в
какое  привело меня чтение вашей книги. Но Вы вовсе
не правы, приписавши это
вашим,  действительно 
не  совсем  лестным, 
отзывав  о  почитателях 
вашего
таланта.  Нет, тут была причина более важная.
Оскорбленное чувство самолюбия
еще  можно 
перенести,  и у меня достало бы
ума промолчать об этом предмете,
если   бы  
все   дело   заключалось 
только  в  нем.  Но  нельзя 
перенести
оскорбленного  чувства 
истины,  человеческого
достоинства. Нельзя умолчать,
когда   под  
покровом   религии   и  
защитою   кнута  проповедуют 
ложь  и
безнравственность
как истину и добродетель. 
 ... 
Я  не  в 
состоянии  дать  Вам 
ни  малейшего  понятия 
о  том негодовании,  которая возбудила ваша книга во всех
благородных сердцах, ни о том  вопле дикой радости, который издали, при
появления ее, все ваши враги -
и  литературные 
(Чичиковы, Ноздревы, Городничие и т. п.) и не литературные которых  имена 
Вам  известны.  Вы 
сами  видите  хорошо, что от вашей книги отступились  даже 
люди,  по-видимому, одного духа с
ее духом. Если бы она и
была  написана 
вследствие  глубоко-искреннего  убеждения, 
и  тогда  бы она должна была
произвести на публику то же впечатление... 
         ...  
Вы   не  заметили, 
что  Россия  видит 
свое  спасение  не  в
мистицизме,  не 
в  аскетизме,  не  в  пиетизме, 
а  в  успехах цивилизации,
просвещения  гуманности. 
Ей  нужны не проповеди (довольно
она слышала их!),
не  молитвы 
(довольно  она  твердила 
их!),  а пробуждение в народе
чувства
человеческого  достоинства, 
сколько  веков  потерянного 
в  грязи и навозе,
права  и 
законы,  сообразные  не 
с  учением церкви, а со здравым
смыслом и
справедливостью,  и 
строгое, по возможности, их исполнение ... Вот вопросы,
которыми  тревожно 
занята  Россия  в  ее
апатическом полусне! И в это время
великий   писатель, 
который  своими  дивно-художественными  творениями 
так
могущественно   содействовал   самосознанию 
России,  давши  ей 
возможность
взглянуть  на самое себя как будто в зеркале, - является
с книгою, в которой
во  имя 
Христа  и  церкви учит варвара-помещика наживать от
крестьян больше
денег,  ругая 
их "неумытыми рылами"!.. И это не должно было привести меня в
негодование?!.  Да 
если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы
я  не 
более  возненавидел  Вас  за  эти позорные строки... И после этого Вы
хотите,  чтобы 
верили искренности направления вашей книги?! Нет! Если бы Вы
действительно  преисполнились  истиной 
Христова,  а  не дьяволова ученья, -
совсем  не то написали бы Вы вашему адепту из
помещиков. Вы написали бы ему,
что  так 
как его крестьяне - его братья во Христе, а как брат не может быть
рабом  своего 
брата,  то он должен или дать им
свободу, или хоть по крайней
мере  пользоваться 
их  трудами как можно льготнее для
них, сознавая себя, в
глубине  своей 
совести,  в  ложном 
по  отношению к ним положении... А
ваше
понятие  о 
национальном  русском суде и
расправе, идеал которого Вы нашли в
словах  глупой бабы (жена капитана из
"Капитанской дочки. - Е.Д.) из повести
Пушкина  и 
по  разуму которого, якобы, должно
пороть и правого и виновного?
Да  это  и
так у нас делается вчастую, хотя чаще всего порют только правого,
если  ему нечем откупиться - быть без вины
виноватым. И такая-то книга могла
быть   результатом  
трудного   внутреннего   процесса, 
высокого  духовного
просветления?!.  Не 
может  быть!..  Или 
Вы  больны,  и 
Вам  надо  спешить
лечиться; или -
не смею досказать моей мысли... 
 Проповедник  кнута, 
апостол  невежества,  поборник обскурантизма и мракобесия,  панегирист 
татарских нравов - что Вы делаете?!! Взгляните себе под  ноги: 
ведь Вы стоите над бездною... Что Вы подобное учение опираете на православную  церковь 
-  это я еще понимаю: она всегда
была опорою кнута и
угодницею  деспотизма. 
Но Христа, Христа-то зачем Вы примешали тут?! Что Вы нашли  общего 
между  Ним и какою-нибудь, а тем
более православною церковью? Он   первый  
возвестил людям  учение 
свободы,  равенства  и 
братства  и мученичество  запечатлел, утвердил истину своего учения. И
оно только до тех пор  и 
было  спасением людей, пока не
организовалось в церковь и не приняло
за  основание 
принцип ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть,
поборницей  неравенства, 
льстецом  власти,  врагом и гонительницею братства
между  людьми, 
-  чем  продолжает быть до сих пор. Но смысл учения
Христова
открыт  философским 
движением  прошлого  века. 
И  вот  почему какой-нибудь
Вольтер,   орудием  
насмешки   потушивший   в 
Европе  костры  фанатизма 
и
невежества,  конечно 
больше  сын  Христа, 
плоть от плоти и кость от костей
Его,  нежели 
все  ваши попы, архиереи,
митрополиты и патриархи, восточные и
западные.  Неужели 
Вы  этого  не 
знаете?  А  ведь 
все это теперь вовсе не
новость для
всякого гимназиста... 
         А 
потому, неужели Вы, автор "Ревизора" и "Мертвых
душ", неужели Вы
искренно,  от души, пропели гимн гнусному русскому
духовенству, поставив его
неизмеримо  выше 
духовенства  католического?  Положим, 
Вы  не  знаете, что
католическое   духовенство  
было   чем-то,   между  
тем  как  православное
духовенство  никогда, 
ничем  и  нигде 
не  было,  кроме 
как слугою и рабом
светской  власти. 
Но  неужели  и  в  самом 
деле  Вы  не 
знаете,  что наше
духовенство  во 
всеобщем  презрении  у русского общества и русского народа?
Про  кого 
русский  народ  рассказывает 
похабные сказки? Про попа, попадью,
попову  дочку, 
попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода,
колуханы,  жеребцы? 
-  Попов.  Не 
есть  ли  поп  на
Руси, ля всех русских,
представитель   обжорства, 
скупости, 
низкопоклонничества,  бесстыдства?  И
будто  всего 
этого  Вы не знаете? Странно!
По-вашему, русский народ - самый
религиозный  народ 
в  мире?  - 
Ложь!  Основа  религиозности 
есть пиетизм,
благоговение,   страх  
Божий.  А  русский 
человек  произносит  имя 
Божие,
почесывая  себе 
задницу.  Он  говорит 
об  иконе:  "Годится 
- молиться, не
годится  - 
горшки покрывать". Приглядитесь попристальнее, и Вы увидите, что
это  по 
натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия,
но  нет  и
следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но
религиозность  часть 
уживается  и с ним. Живой пример
Франция, где и теперь
много   искренних, 
фанатических  католиков  между 
людьми  просвещенными  и
образованными  и 
где  многие,  отложившись 
от христианства, все еще упорно
стоят  за 
какого-то  Бога.  Русский народ не таков: мистическая
экзальтация
вовсе  не 
в  его натуре. У него слишком
много против этого здравого смысла,
ясности  и 
положительности  в уме: вот в
этом-то, может быть, и заключается
огромность  исторических 
судеб  его в будущем.
Религиозность не привилась в
нем  даже  к
духовенству, ибо несколько отдельных, исключительных личностей,
отличавшихся  тихою, 
холодною,  аскетической
созерцательностью, - ничего не
доказывают.  Большинство 
же  нашего  духовенства 
всегда  отличалось только
толстыми  брюхами, 
теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех
обвинить  в религиозной нетерпимости и фанатизме. Его
скорее можно похвалить
за  образцовый 
индифферентизм  в деле веры.
Религиозность проявлялась у нас
только  в 
раскольнических  сектах,  столь 
противоположных, по духу своему,
массе народа и
столь ничтожных перед нею числительностью. 
         Не 
буду распространяться о Вашем дифирамбе любовной связи русского народа  с их архиерейскими владыками. Скажу прямо:
этот дифирамб ни в ком не
встретил  себе 
сочувствия  и  уронил 
Вас  в  глазах 
даже  людей, в других отношениях  очень 
близких  к  Вам  по
их направлению... Замечу только одно: когда  европейцем, 
особенно  католиком,  овладевает 
религиозный  дух  - он
делается   обличителем  
неправой   власти,   подобно  
еврейским  пророкам, обличавшим  в 
беззаконии  сильных  земли. 
У  нас  же 
наоборот,  постигнет
человека  9даже 
порядочного)  болезнь,  известная 
у  врачей-психиатров под именем  mania 
religiosa,  он  тотчас 
же  земному Богу подкурит больше,
чем небесному,  да 
еще  хватит через край, что
небесный и земной Бог и хотел бы наградить  его 
за  рабское  усердие, да видит, что этим скомпрометировал
бы себя в глазах
общества... Бестия наш верующий брат, русский человек! 
         Вспомнил  я 
еще,  что  в 
Вашей книге Вы утверждаете как великую и
неоспоримую  истину, 
будто простому народу грамота не только не полезна, но
положительно  вредна. 
Что  сказать  Вам  на  это? 
Да  благословит  Вас ваш
византийский  Бог 
за  эту византийскую мысль. А
знали ли Вы, предавая такую
мысль бумаге,
что творили? 
         ... 
Вы,  сколько  я 
вижу,  не  совсем 
хорошо  понимаете  русскую
публику.  Ее 
характер  определяется положением
русского общества, в котором
кипят  и 
рвутся  наружу  свежие 
силы,  но,  сдавленные 
тяжелым гнетом, не
находят  исхода, 
производят  только  уныние, 
тоску, апатию. Только в одной
литературе,  несмотря 
на  татарскую  цензуру, 
есть  еще  жизнь 
и движение
вперед.  Вот  почему  звание 
писателя  у нас так почтенно,
почему у нас так
легок  литературный 
успех,  даже при маленьком
таланте. Титло поэта, звание
литератору  у нас давно уже затмило мишуру эполет и
разноцветных мундиров. И
вот  почему 
у  нас в особенности награждается
всеобщим вниманием всякое так
называемое  либеральное 
направление,  даже и при бедности
таланта, и почему
так  скоро 
падает  популярность  великих 
поэтов,  искренне  или неискренне
отдающих   себя 
в  услужение  православию, 
самодержавию  и  ложно 
понятой
народности... 
Не 
без  некоторого  чувства 
самодовольства  скажу  Вам, 
что  мне кажется,  что 
я  немного  знаю 
русскую  публику.  Ваша книга испугала меня возможностью  дурного 
влияния  на  правительство,  на 
цензуру,  но  не  на публику.   Когда  
пронесся  в  Петербурге 
слух,  что  правительство 
хочет
напечатать  вашу книгу в числе многих тысяч экземпляров и
продавать по самой низкой  цене, 
мои друзья приуныли. Но я тогда сказа им, что, несмотря ни на что,  книга 
не  будет  иметь успеха и о ней скоро забудут. И
действительно,
она  теперь памятнее всеми статьями о ней, нежели
сама собой. Да! У русскогочеловека глубок,
хотя и не развит еще, инстинкт истины! 
 Ваше 
обращение, пожалуй, могло быть и искренно. Но мысль - довести ваше  обращение 
ко мне до сведения публики - была самая несчастная. Времена наивного  благочестия 
давно  уже  прошли 
и  для  нашего 
общества. Оно уже понимает  , 
что  молится  везде 
все  равно  и что в Иерусалиме ищут Христа
только  люди 
или никогда не носившие Его в груди своей, или потерявшие его.
Кто  способен 
страдать  при  виде 
чужого  страдания,  кому 
тяжко  зрелище
угнетения  чуждых 
ему  людей,  -  тот  носит 
Христа  в груди своей, и тому
незачем  ходить пешком в Иерусалим. (Гоголь таки
сходил потом в Иерусалим на
богомолье  - 
Е.К.)  Смирение,  проповедуемое 
Вами,  во-первых,  не ново, а
во-вторых,  отзывается 
с  одной  стороны, 
страшною  гордынею, а с другой -
самым  позорным 
унижением  своего  собственного 
человеческого достоинства.
Мысль   сделаться  
каким-то  абстрактным  совершенством,  стать 
выше  всех
смирением  может 
быть  плодом  только 
гордыни, слабоумия и в обоих случаях
ведет  неизбежно 
к  лицемерию, ханжеству, китаизму.
И при этом Вы позволили
себе  цинически 
грязно  выражаться  не 
только о других (это было бы только
невежливо),  но 
и  о  себе 
самом - это уже гадко, потому что если человек,
бьющий  своего ближнего по щекам, возбуждает
негодование, то человек, бьющий
по  щекам 
самого  себя, возбуждает
презрение. Нет! Вы только омрачены, а не
просветлены. Вы
не поняли ни духа, ни формы христианства нашего времени... 
 Что 
же  касается  меня 
лично,  повторяю  Вам: 
Вы ошиблись, сочтя статью  мою 
выражением  досады  за  ваш
отзыв обо мне как об одном из ваших критиков.  Если 
бы только это рассердило меня, я только об этом и отозвался с  досадою, 
а обо всем остальном выразился спокойно и беспристрастно. А это
правда,  что 
ваш  отзыв о бывших почитателях
вдвойне нехорош... Передо мною была  ваша 
книга,  а  не ваши намерения. Я читал и перечитывал ее
сто раз и все-таки  не нашел в ней ничего, кроме того, что в ней
написано. И то, что в ней есть,
глубоко возмутило и оскорбило мою душу. 
         Если 
б  я  дал 
полную  волю  моему 
чувству,  письмо это скоро бы превратилось  в 
толстую  тетрадь.  Я 
никогда не думал писать к Вам об этом предмете,  хотя 
и  мучительно  желал этого и хотя Вы всем и каждому печатно дали  право писать к Вам без церемоний, имея в виду
одну правду... Я не умею
говорить  наполовину, 
не  умею  хитрить6 это не в моей натуре. Пусть Вы или
само  время 
докажет  мне,  что  я  ошибаюсь 
в моих заключениях, - я первый
порадуюсь  этому, 
но  не раскаюсь о том, что сказал
Вам. Тут дело идет не о
моей  или вашей личности, а о предмете, который
гораздо выше не только меня,
но  даже 
и  Вас.  И вот мое последне6е, заключительное слово:
если Вы имели
несчастье   с  
гордым   смирением   отречься  
от   ваших  истинно 
великих
произведений,  то 
теперь  Вам  должно 
с  искренним  смирением 
отречься от
последней  вашей 
книги  и  тяжкий 
грех  ее  издания в свет искупить новыми
творениями,
которые напомнили бы ваши прежние. 
              
                                          Зальцбрунн
                                                          
15-го июля н.с. 






Комментариев нет:
Отправить комментарий