Поиск по этому блогу

28 мая 2012 г.

Роджер Эннис. Квебекские студенты дают сдачи правительству


 Студенты Квебека говорят: "Мы, наоборот, хотим, чтобы население всего Квебека объединилось против политики сокращений и превращения социальных услуг и наших коллективных прав в товары. Только распространение студенческой забастовки на рабочие места сделают такое объединение эффективным. Таким образом, наш призыв является призывом для всего населения на всеобщую забастовку"!



Квебекские студенты игнорируют угрозы правительства


Забастовка студентов в Квебеке получила драматический поворот после срочного принятия правительством провинции 18 мая специального закона с целью приостановить учебный год в бастующих учреждениях до августа и запретить протесты, которые, по мнению правительства, срывают деятельность учреждений, не участвующих в забастовке.

Детали Законопроекта 78 не разглашались до 17 мая и обсуждались на специальном, продолжавшемся всю ночь заседании Национального собрания Квебека. Этот законопроект включил в себя запрет на демонстрации в пределах 50 метров от вузов и серьезные штрафы для студентов или преподавателей и их организаций, если они проводят пикеты или любые другие протестные мероприятия, которые были названы «нелегальными».

 Выбранный представитель и один из лидеров партии Солидарный Квебек, Амир Хадир, сказал Собранию, что такой закон нацелен на “криминализацию и разрушение” студенческих организаций. Тысячи разгневанных студентов прошли по улицам Монреаля, Квебек-Сити и Шербрука вечером 17 мая в то время, когда закон обсуждался в Национальном собрании.
Суды начинают рассматривать дела сотен студентов, которые были арестованы в течение последних трех с половиной месяцев забастовки, создавая тем самым серьезные препятствия движению и деятельности активистов, которые ожидают решений суда.
Коллегия адвокатов Квебека, в которой состоит 24.000 участников, высказалась против Законопроекта 78. Их беспокоит то, что министр образования может выносить постановления по вопросам образования в обход Национального собрания, к примеру, приказать вузам приостановить перевод членских взносов студенческим организациям.
Лидеры профсоюзов преподавателей университетов и колледжей (CEGEP) и председатели крупных профсоюзных федераций также осудили эту меру.

Габриэль Надо-Дюбуа из студенческой федерации CLASSÉ (Коалиция Ассоциации студенческого союза солидарности) назвал закон “репрессивным и авторитарным”. Он ограничивает право студентов на забастовку, которое признавалось образовательными учреждениями в течение многих лет». Его коллега, Джинн Рейнольдс, назвала закон «гнусным предложением», которое исходит от “надменного и высокомерного” премьер-министра Жана Шаре. Оба лидера поддержали массовые протесты 22 мая, заявив, что “Никакой закон не остановит нас от участия в демонстрации”.


Правительство провалилось в своих попытках запугать студентов и их сторонников


Правительство Квебека спровоцировало студенческую забастовку своим прошлогодним предложением, которое проявилось в мартовском бюджете 2012 года, увеличить плату за обучение на 60% в течение следующих пяти лет. Позднее это повышение было изменено до 75% за семь лет.

Крайне непопулярное правительство затем получило много шишек и синяков в результате забастовки, включая события 14 мая, когда министр образования Лайн Бошам неожиданно подала в отставку. Она не выдержала давления своих обязанностей в проведении жесткой линии правительства.

 В преддверии Законопроекта 78, политики и журналисты призывали к более широкому использованию насилия со стороны полиции и судебных запретов для разгона студенческих пикетов и акций поддержки учителей и преподавателей, в результате последних были закрыты многие факультеты колледжей и университетов. Однако администрации учебных заведений жаловались, что запреты «не имели законной силы» в связи с массовым пикетированием. Также они были очень взволнованы, что вопиющие случаи полицейского насилия в отношении студентов могут иметь последствия. Теперь же они надеются, что карательные меры нового закона предотвратят активные протесты.

Закон также нацелен на другую проблемную область – преподавательский состав. Многие профессора присоединились к пикетам студентов. Они заявили, что не станут преподавать, даже под угрозой судебных постановлений и полиции специального назначения.

Например, после нападения полицейских 15 мая на студентов колледжа Lionel-Groulx (что находится к северу от Монреаля), президент Национальной федерации учителей Квебека (FNEEQ) Жан Трудель сказал, “Cобытия, свидетелями которых мы стали этим утром, шокировали всех, как студентов так и преподавателей. Негуманно просить людей преподавать после таких событий”.

Давление на все стороны, участвующие в забастовке, очень сильно, потому что учебный год находится под угрозой. Оба имеющихся варианта: отмена учебного года или нежелательное соглашение правительства на временное повышение платы за обучение (что позволит занятиям возобновиться) – и то и другое означает крупные финансовые затраты со стороны студентов, что делает их  еще более решительными и упорными в забастовке. К давлению на студентов также добавляются неуверенность насчет летнего трудоустройства и необходимость ходить на летние занятия.

Законопроект 78 усложнит жизнь для бастующих колледжей, так как предполагается, что этот учебный год возобновится в августе и закончится только в октябре. Это означает, что выпускники, которые хотят поступить в университет, будут вынуждены ждать до сентября 2013 года.

Правительство, бизнес-элита и журналисты средств массовой информации рассчитывают на вышеперечисленные рычаги давления для продвижения увеличения платы за образование. Однако они недооценивали и продолжают недооценивать упорство студентов.

Около 160 тысяч студентов бастуют, что составляет примерно 35% всех студентов в провинции. Из них, 65.000 это студенты колледжей системы CEGEP, все из Монреаля или его окрестностей. Что касается англоязычных университетов, только небольшое количество их студентов участвуют в забастовке, в то время как три англоязычных колледжа GEGEP в Монреале работают в обычном режиме.  

Одна дополнительная особенность этой забастовки – участие в ней старшеклассников. Они провели серию однодневных забастовок и, вероятнее всего, будут иметь внушительное представительство на акции 22 мая.

CLASSÉ объединяет чуть больше половины бастующих студентов, чья численность возросла на 10 тысяч человек, пришедших из других студенческих организаций после начала забастовки. CLASSÉ выступает за бесплатное государственное образование и внутреннюю демократизацию его структур.

CLASSÉ провела два заседания национального совета 10 мая в Монреале и 13 мая в Квебеке, на которых была обсуждена стратегия борьбы в настоящей забастовке. Также была утверждена необходимость продолжения мобилизации, а также поддержки кампании других движений: за права женщин, права беженцев и независимых оппозиционных профсоюзов против приватизации и других атак со стороны правительства на социальный сектор. Около 200 делегатов присутствовали на заседаниях.

 Делегаты проголосовали за то, чтобы исключить представителей объединений работодателей из будущих переговоров об образовании с правительством. Ассоциация считает, что государственное образование в настоящее время рассматривается не как неотъемлемое человеческое право, а как коммерческая организация на капиталистическом рынке. "Элита и так уже имеет достаточно средств, чтобы выразить свои чаяния правительству", - сказал один из делегатов при обсуждении резолюции.
Другая резолюция, принятая ассамблеей, заявляет, что CLASSÉ не будет участвовать в постоянных советах для контроля управления учебными заведениями. Одним из аспектов провального предложения правительства от 4-5 мая было формирование многопартийного совета для изучения расходов на образование и последующая рекомендация правительству сокращений расходов на образование. Студенческие представители и их союзники (преподаватели и работники образования) окажутся в меньшинстве в таком совете по сокращению расходов или в еще более постоянной версии.

Некоторые делегаты утверждали, что «совместное управление» является ловушкой, которая ставит студентов в неравную и невыгодную позицию. Они утверждали, что власть проистекает из мобилизации студентов на улицах и в учреждениях. Они напомнили Монреальской конференции, что цель CLASSÉ - радикальное социальное изменение, в том числе достижение бесплатного и всеобщего доступа к образованию.
Сессия конференции в Монреале провела значительное количество времени для обсуждения отношения CLASSÉ и студенческой борьбы к профсоюзам Квебека. Существует недовольство по поводу того, какую роль сыграли руководители больших Квебекских профсоюзов в переговорах 4-5 мая. Было отмечено, что после переговоров именно они были приглашены для участия в правительстве.

Профсоюзные лидеры затем вышли из переговоров, заявив, что предложение правительства может стать «дорожной картой» к смягчению правительственных мер по урезанию расходов на образование. Они восприняли это предложение как свершившийся факт, а студенческие лидеры настаивали, что это должно решиться голосованием членов студенческих ассоциаций.

Многие студенческие активисты также считают, что объединения профсоюзов, не относящихся к образованию, а также их представители делали много заявлений в поддержку студентов, но были очень скромны в действиях.

Делегаты в Монреале один за другим говорили о важности отношений с профсоюзами, заявив, что права работников их заработная плата находятся под атакой того же правительства, что пытается урезать финансирование студентов и образования. В конце концов, совещание решило продолжать искать точки соприкосновения и совместные действия с рабочими и их профсоюзами.

Мощному движению необходимы союзники

 

Достаточно проехаться на общественном транспорте или пройтись по центру Монреаля, чтобы оценить масштабы и мощь этой студенческой забастовки. Монреаль имеет самое большое количество студентов ВУЗов от общего числа населения города во всей Северной Америке. В центре города четыре университета, в которых обучается 175 000 человек.

Студенты признают, что нуждаются в союзниках в борьбе за бесплатное и доступное образование. Ассоциация CLASSÉ объясняет на своем сайте (http://www.bloquonslahausse.com/la-CLASSE/), что они не просто просят о заявлениях в поддержку студентов:

Мы, наоборот, хотим, чтобы население всего Квебека объединилось против политики сокращений и превращения социальных услуг и наших коллективных прав в товары. Только распространение студенческой забастовки на рабочие места сделают такое объединение эффективным. Таким образом, наш призыв является призывом для всего населения на всеобщую забастовку!

 Лекс Гилл, президент студенческого союза в англоязычном Университете Конкордия, написал в статье Montreal Gazette от 12 мая (http://www2.canada.com/story.html?id=6608339&p=2 ), что студенты, а не государство, заявляют обществу Квебека о проблемах в образовании:

Бюллетень, опущенный в избирательную урну раз в несколько лет, никогда не превзойдет по своей силе волю целого поколения... Когда избирательный процесс обходит интересы целого поколения, когда консультация с общественностью не имеет смысла, когда петиции, письма и телефонные звонки депутатам, избранным с помощью народного голосования, остаются без внимания, - то часто нет другого выбора, кроме как через выражение общественного мнения на улицах.

Габриэль Надо-Дюбуа, участник ассоциации CLASSÉ пояснил журналистам 13 мая: «После 13 недель забастовки, сформировалась атмосфера необычайной солидарности. Студенты теперь готовы пойти гораздо дальше в борьбе, чем это представлялось в начале».

Капиталисты Квебека и Канады очень сильно боятся этого движения. Например, один из журналистов национальной газеты Globe and Mail Daily в статье от 14 мая сокрушается, что "в Квебеке студенты борются с либеральным правительством Шаре якобы за расценки на образование, но на самом деле они борются за власть".


Роджер Эннис, редактор газеты «Социалистический Голос Канады», сообщает о продолжающейся забастовке студентов Квебека - и шагах, предпринимаемых правительством для ее остановки.


Впервые опубликовано в The Bullet.

В качестве иллюстраций использованы материалы сайта avtonom.org
 
Перевод: Катерина Тапирова, Михаил Грибоедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий