Незаконный долг — это кредит, взятый в интересах привилегированного меньшинства. Законный долг берется в интересах большей части общества. Правительство, занимающее деньги, чтобы инвестировать в создание рабочих мест и борьбу с изменением климата, в своем праве. Но если государство занимает деньги, чтобы построить бесполезный огромный стадион, а в качестве подрядчика нанять корпорацию друзей, — это долг незаконный.
Эрик Туссен — бельгийский
экономист, активист бельгийской секции Четвертого интернационала. В составе
Международного комитета по отмене незаконных долгов он консультировал
прогрессивные правительства Венесуэлы, Аргентины, Эквадора, Парагвая и Греции
по вопросам международной кредитной политики. В одной из своих известных книг
«Банкократия» (2015) Туссен объяснял, как можно перенастроить краеугольный
камень современного капитализма — банковскую систему. В его последней книге
«Система долга» (2019) речь идет о том, как внешний долг становится
инструментом глобального давления и как разные страны справляются с долговыми
кризисами. В начале октября Туссен был в Москве на конференции «Пути России»,
проводившейся МВШСЭН и РАНХиГС. С Туссеном поговорила Анна Нижник.
—
Вы уже бывали в Москве раньше, в начале 1990-х. Ну как, похорошела?
— Так сразу не ответишь.
В 1991 году, конечно, не было такого изобилия, но и время было другое.
Бросается в глаза то, как изменились транспорт, дома и общественные пространства.
Но я знаю по опыту, что внешнее впечатление обманчиво. Поэтому, чтобы ответить
на ваш вопрос, стоит узнать, как живут обычные люди. Что бы они сказали,
например, о джентрификации?
—
В результате внутреннего дефолта 1998 года Россия постаралась минимизировать
внешний долг. После крымского кризиса, когда многие финансовые организации
перестали предоставлять России кредиты, нам говорят, что внешнего долга у
страны почти нет, что ее экономика сильна и независима. При этом за последние
полгода внешний долг снова начал расти. И в действительности у российских
корпораций очень большие задолженности перед зарубежными финансовыми
структурами. Связан ли этот корпоративный долг с обычными людьми и не придется
ли нам потом платить по долгам госкорпораций?
— Чтобы вести дела,
корпорации берут много кредитов, не всегда могут их выплатить и разоряются.
Совсем недавняя история: Thomas Cook, очень старая и крупная британская
туристическая компания, чей долг составлял 1,7 млрд фунтов стерлингов, не
смогла его выплатить и 23 сентября объявила о банкротстве. За сутки 22 тысячи
ее сотрудников по всему миру потеряли работу. Многие отели, связанные с Thomas
Cook, — в Марокко, Испании, Италии и т.д. — теперь не знают, что делать. Не
только в России, но и по всему миру корпоративный долг растет. А это грозит
финансовым кризисом.
А теперь представьте
себе, что большое российское предприятие, производящее сырье или товары,
столкнулось с кредитными трудностями. Правительство решит ему помочь и пустит
на это бюджетные деньги. Для этого придется повысить налоги и сократить
социальные выплаты, иначе ничего не сработает. За счет этого государственный
долг подскочит еще больше.
Вот пример. В 2010 году в
Испании лопнул «пузырь» на рынке недвижимости,
когда ее накрыло волной кризиса
2008 года. Прямо перед этим госдолг составлял всего 36% ВВП, а через три года
вырос до 100% ВВП, потому что испанское правительство решило поддержать крупные
корпорации и банки и влило бюджетные деньги, которые вообще-то принадлежат
обществу. Когда вы говорите, что у России незначительный госдолг, стоит
помнить, что правительство может поддержать крупные частные предприятия, и
тогда это очень повлияет на вашу будущую жизнь. Очень важно, чтобы граждане
трезво смотрели на экономику и могли сказать: «С какой стати мы будем помогать
частным предприятиям, которые сами отвечают за свои риски?» Нужно делать все,
чтобы это обсуждалось в обществе.
—
В России высокий уровень потребительского долга и микрокредитов. Однако лидеры
оппозиции с удовольствием критикуют налоговую систему, коррупцию, но молчат об
индивидуальной задолженности людей. Как можно повлиять на уровень персональной
закредитованности? Если сжечь банк, она ведь не исчезнет.
— (Смеется.) Да, сжигать
банки бесполезно — нужно их социализировать. Когда в Испании лопнул «пузырь»
недвижимости, многие семьи не смогли выплатить ипотеку и были выселены из своих
домов. Тогда люди стали организованно сопротивляться полиции, мешать
выселениям, останавливать работу банков — просто приходить к их зданиям и требовать
отмены ипотечных долгов. Недовольные требовали призвать к ответу банкиров,
предлагавших грабительские кредитные условия. Сейчас Родриго Рато, один из
крупнейших банкиров, а по совместительству — бывший министр финансов и бывший
директор-распорядитель МВФ, сидит в тюрьме за хищения, мошенничество и
отмывание денег. Вообще за последние 200 лет было много массовых движений за
отмену частного долга — например, восстание Шейса в США в конце XVIII века, но
они стерлись из коллективной памяти.
Оппозиционные лидеры
часто протестуют против финансовой политики правительства, но они молчат о
банках, потому что надеются на их поддержку. В фильме Висконти «Леопард»
прагматичный глава аристократического семейства говорит: «Чтобы все осталось
по-прежнему, все должно измениться». Оппозиционеры критикуют режим, обещают все
изменить, но структурно система остается прежней. Для демократических перемен
нужно, чтобы финансовый сектор контролировался обществом. Спекуляции должны
быть запрещены законом, а финансы необходимо распределять в интересах населения
— на проекты по созданию достойных рабочих мест, реконверсию и восстановление
экономики. Я думаю, без этого никакая политическая альтернатива невозможна.
—
Можно ли изменить экономику локально? Предположим, у нас есть большинство в
парламенте, а может, и президент, которые хотят национализировать финансовую
систему. Но не получится ли в итоге то, что случилось с Грецией, когда
население хочет отказаться от выплаты госдолга и даже готово выйти из еврозоны,
а потом правительство сдает вдруг назад?
— В следующем году у меня
как раз выйдет книга о долговом кризисе в Греции. Я пытаюсь рассказать, что у
Греции была другая возможность, а главная проблема заключалась в том, что
правительство Ципраса даже не попыталось противостоять «Тройке» (Европейской
комиссии, МВФ и Европейскому центральному банку) и сразу пошло на переговоры,
не оценив при этом как минимум соотношение сил.
У Греции был огромный
долг перед МВФ. Правительство должно было сказать: «Мы приостанавливаем на
некоторое время выплаты по долгу, чтобы провести аудиторскую проверку и
выяснить, насколько этот долг законен». Это в корне изменило бы ситуацию. Отказ
от выплат всегда меняет ситуацию.
Но Ципрас испугался.
Кроме того, правительство было главным акционером крупнейших частных банков,
составляющих 90% рынка, то есть могло взять их под свой контроль. Но финансовый
рынок очень концентрированный, это разорило бы банкиров, и Ципрас побоялся с
ними ссориться. Хотя в Британии есть поговорка: «Если вы задолжали банку 1000 фунтов,
это ваши проблемы; если вы задолжали 10 миллионов фунтов, это проблемы банка».
Тактика Ципраса выглядела странно: он говорил, что у него есть возможность
взять банки под контроль, но не сделал этого и, напротив, понадеялся, что
банковские элиты помогут ему убедить Еврокомиссию облегчить долговое бремя
Греции. Очень наивно и контрпродуктивно. А главное — перед выборами он обещал
же людям, что остановит выплаты по долгу.
Я плотно работал со
спикером парламента Греции как научный координатор аудиторской комиссии по
долгу. Я просил её уточнить, что именно Ципрас обещал народу, но она уклонился
от ответа. В общем, правительство Греции не выполнило своих обязательств.
Теперь многие, включая левых, пораженчески настроены по вопросам структурных
изменений, но на самом деле важно понимать, что альтернативы были.
—
Вернемся к вопросу о локальных возможностях в конфликте с глобальными
системами. Что именно в силах сделать социально ориентированное правительство,
не отгораживаясь при этом плотной стеной от остального мира?
— Много чего.
—
Например?
— Знаю, что сейчас в
России это не слишком популярно, но мне кажется, что советское правительство в
1917–1918 годах показало всему миру, что можно национализировать банки,
аннулировать долги и перераспределить собственность на землю. Последующие
экономические и политические провалы СССР, особенно сталинизм, были связаны с
массой разных причин, но не с этими решениями.
Но есть и более свежий
пример — коллективная мобилизация в Исландии в 2008 году. Люди отказались
выплачивать кредиты частным банкам. Под давлением уличной политики
правительство организовало контроль за движением больших масс капитала, и это
привело к быстрому восстановлению темпов экономического роста. Кстати, Исландия
и Испания — единственные страны Западной Европы, где банкиры сидят в тюрьме.
Мне довелось
поучаствовать в интересном опыте Эквадора в 2007–2008 годах. Новый президент
Рафаэль Корреа обещал в ходе предвыборной кампании созвать референдум по
изменению конституции, провести ревизию государственного долга и остановить
выплату незаконной задолженности. Еще он обещал не подписывать соглашение о
свободной торговле с США и закрыть американские военные базы в Эквадоре. Он
действительно провел референдум по избранию новой конституционной ассамблеи,
разработал новый проект конституции; все это было очень демократично. Чтобы
провести аудит государственной задолженности, он собрал комиссию, в которой
были 12 делегатов от социальных движений Эквадора и 6 зарубежных консультантов,
в том числе и я. Мы изучали структуру долга 14 месяцев и обнаружили, что
большая его часть незаконна. Правительство решило прекратить выплаты крупным
международным банкам, в основном американским, и они были вынуждены
согласиться: почти 70% долга было списано. Правительство использовало эти
деньги, чтобы повысить социальные выплаты в образовании и здравоохранении. Как
видите, никакого иностранного военного вторжения за этим не последовало.
Но есть другая беда: ни у
кого нет новой программы. Левые и демократы боятся предложить экспроприацию
банков. Чтобы бороться с тем же изменением климата, нужен контроль над
энергетическим сектором, а не лидеры, какими бы симпатичными они ни были. Людям
нужны радикальные решения. Над банками необходим общественный контроль.
—
Вы представляете комитет по отмене незаконных долгов и консультируете разные
правительства. Что именно вы делаете и что это в целом значит — «незаконный
долг»?
— Мы объясняем реальные
механизмы долговых обязательств, принципы работы МВФ и Всемирного банка. Мы
изучаем общую политику правительств, занимающих деньги, потому что от нее
зависит, законен долг или нет. Незаконный долг — это кредит, взятый в интересах
привилегированного меньшинства. Законный долг берется в интересах большей части
общества. Правительство, занимающее деньги, чтобы инвестировать в создание рабочих
мест и борьбу с изменением климата, в своем праве. Но если государство занимает
деньги, чтобы построить бесполезный огромный стадион, а в качестве подрядчика
нанять корпорацию друзей, — это долг незаконный. Кроме того, долг в интересах
большинства должен быть выдан на справедливых финансовых условиях. Нельзя,
например, считать законной пятипроцентную ставку по кредиту, выданному на
государственные нужды.
В международном праве
есть понятие «одиозный долг». Его разработал русский юрист Александр Зак. Вкратце
идея такова: каждое новое правительство должно выполнять обязательства
предыдущего, но с одним исключением — если предыдущий режим брал кредиты не в
интересах населения, а те, кто выдавал заем, знали об этом. На эту теорию
опирались во время заключения Версальского договора в 1919 году. Польша стала
независимым государством и была освобождена от выплаты долга, который Германия
аккумулировала, чтобы колонизировать Гданьск и Вроцлав. Когда немцы ушли из
Польши, они забрали свои долги с собой, потому что независимое государство не
должно платить по долгам своих бывших оккупантов. Одиозным был признан и долг,
накопленный царским режимом «в интересах польского народа».
—
Сейчас в Лондоне идет процесс по выплате Украиной долга России. Как вы думаете,
Украина должна выплатить деньги, которые могут пойти на вооружение российских
армии и полиции?
— Ответ очевиден. Этот
долг был взят прошлым правительством Украины, а сейчас его выплата не отвечает
интересам населения обеих стран.
Впервые опубликовано здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий