Либеральный подход - это сталкиваясь с вопросами угнетения, расизма и даже эксплуатации, говорить о том, что люди облажались и им надо учиться. И что им надо учиться правильно. Но я всегда смотрю на дело так, что нужен классовый анализ, который говорит, что идет борьба между правящим классом и рабочим классом и что основное противоречие капитализма состоит в эксплуатации труда.
«Простите за беспокойство» —
головокружительная абсурдистская комедия, в центре событий которой - классовая
борьба в колл-центре в Окленде, штат Калифорния. Ее герой Кассиус Грин (Лэйкит
Стенсфилд) пытается заработать достаточно денег, чтобы помочь своему дяде
заплатить за дом. Получив работу в колл-центре RegalView и после небольшого
обучения у своего соседа по рабочему месту (Денни Гловер), он обнаруживает, что
может добиться больших успехов, используя способность говорить «белым голосом».
Но к тому моменту как его карьера начинает идти в гору, его коллеги организуют
профсоюз для борьбы за повышение зарплаты. Чью сторону ему выбрать?
Каспер Хагс из журнала VICE
побеседовал с режиссером и автором сценария фильма Бутсом Райли - ранее он
получил известность как участник хип-хоп группы «The Coup» — о различиях между
радикальным и либеральным искусством, почему кино является отличным средством
выражения для политических идей и о социалистических корнях Арми Хаммера.
VICE:«Простите за беспокойство» -
коммунистический фильм, или, по крайней мере, он пытается донести
коммунистические идеи. Таких не так много в истории Голливуда. Как так
получилось, что для съемок был выбран именно этот фильм?
Бутс Райли (смеется): Я не думаю,
что он был выбран, я думаю, что я его протолкнул. Хотя сам я и коммунист, я не
считаю фильм коммунистическим от начала до конца. Но в нем используется
классовый анализ, чтобы подвести вас к определенной идее. Если вы обратите
внимание на то, что основным противоречием капитализма является эксплуатация
чужого труда, это может привести вас к мысли о том, что может быть люди должны
демократически контролировать те богатства, которые мы создаем своим трудом. А
уже эта мысль, в свою очередь, приводит вас к коммунистическим идеям.
Суть вот в чем: большинство людей в
мире понимают, что капитализм работает не для них, и они хотели бы, чтобы это
положение как-то изменилось. Но многие из них воспринимают это как fait
accompli (свершившийся факт — прим, перев.) - так сложилось и мы ничего не
можем с этим поделать. Но в то же время есть и самые разные люди, которые
хотят, чтобы мир был другим. Например, в прошлом году один умник из числа
крайне правых опубликовал результаты опроса, - которые его очень встревожили -
что каждый второй из 1400 опрошенных, родившихся в начале нулевых, предпочел бы
жить в социалистическом обществе. Подобные же результаты вы можете встретить и
в русских газетах, читатели которых отвечают в опросах: «Ну, до того как мы
перешли к капитализму, было лучше - тогда у нас было бесплатное здравоохранение
и все такое». Так что в основе своей - это просто гуманистические идеи.
Во многих случаях писатели в
размышлениях о мире не допускали и мысли о восстании. Но давайте признаем:
большинство писателей происходят из таких групп людей, которые вовсе не
составляют большинство человечества. Чтобы писать, вам надо иметь возможность
получить свободное время. Давайте представим, что вы писатель, у которого нет
такой работы, на которой он мог бы писать - в лучшем случае у вас будет
должность, на которой вам придется многим жертвовать, чтобы писать, а вам все
еще надо оплачивать все счета и все такое. У меня была такая возможность,
потому что я был музыкантом, но у большинства людей на это просто нет времени.
Таким образом, существует тенденция, что большинство писателей происходит из
среды людей, получивших образование в колледже, и их взгляд на мир искажается
их жизненным опытом, а люди, которые их окружают, держат свои мысли при себе
или смягчают свои высказывания в сравнении с тем, что они действительно думают.
Так что я просто думаю, что пришел к этому с другой точки зрения, но я думаю,
что многое из того, о чем я говорю, является более правдивым и реалистичным,
чем другие фильмы, которые, по общему мнению, гипер-реалистичны.
Вопрос в том, почему это было
сделано — я думаю, что у меня было много практики с точки зрения того, как
связать мои представления о мире с моими личными чувствами по поводу моей
повседневной жизни. У меня есть опыт создания музыки, которая в основном была
записанной брошюрой, опыт создавать вещи, которые были более художественно и
эмоционально правдивыми, и делать это, сохраняя ощущение того, как устроен мир.
VICE: Открыто политическое искусство
часто выглядит дидактичным и скучным. Но твоему фильму удалось этого избежать:
он смешной и в то же время несет серьезный политический заряд. Как тебе удается
не быть излишне назидательным?
Бутс Райли: Я думаю, это определенно
связано с радикальным взглядом на мир. Либеральный подход - это сталкиваясь с
вопросами угнетения, расизма и даже эксплуатации, говорить о том, что люди
облажались и им надо учиться. И что им надо учиться правильно. Но я всегда
смотрю на дело так, что нужен классовый анализ, который говорит, что идет
борьба между правящим классом и рабочим классом и что основное противоречие
капитализма состоит в эксплуатации труда. В моем искусстве вопрос стоял не так,
что «вы должны учиться», а «давайте заберем их». «Надо учиться» это проповедь,
но все по-другому, если вы понимаете, кто на вашей стороне.
Фильм понравился миллионам людей и
их вовсе не надо было чему-то учить. Они все понимают. Это говорит о том, что
там была политика, и нам лгали, что ее там нет. Опросы, о которых мы говорили
выше, появились не на пустом месте. И даже в этих опросах та другая половина
людей, которые не выбрали социализм, среди них есть определенный процент людей,
которые могли бы согласиться с первой половиной, только, может быть, выразили
бы свою мысль другими словами.
VICE: Так почему ты считаешь фильм
хорошим средством выявления противоречий капитализма?
Бутс Райли: Хорошо, возьмем для
примера музыку. Вы ее слушаете и, может быть, первые пару раз действительно
слушаете, одеваете наушники или делаете колонки погромче и действительно
вслушиваетесь в слова. Но в большинстве случаев она сопровождает вашу жизнь
как фон. Она играет, когда вы первый раз влюбляетесь, занимаетесь сексом,
разводитесь, напиваетесь с друзьями или даже деретесь с кем-то. Это фон вашей
жизни. Вы можете что-то взять из нее, но часто она приобретает совсем другое
значение, потому что вы слушаете ее в контексте вашей жизни. Может быть, это та
самая песня, которую слушал в машине учитель, которого вы ненавидите — вы
ассоциируете ее с ним. Понимаете, это что-то такое, что очень сложно
контролировать. Но в случае с фильмом я похищаю вас на час-полтора и сам создаю
мир вокруг вас. Я веду вас через разные переживания. Вы не можете прокручивать
фильм так же часто, как любимую песню, но, думаю, он может больше повлиять на
вас.
VICE: А есть такие фильмы, которые
эмоционально сильно на тебя повлияли?
Бутс Райли: Ммм, может быть, но в
плохом смысле. Когда мне было 11 или 12, вышел фильм «Красный рассвет». Не
знаю, смотрел ты его или нет, но он появился в 80-е и рассказывал о советском
вторжении в США и как после поражения армии группа подростков собралась вместе
и решила: «Это наша Америка и мы будем за нее драться!». В 12 лет я был
действительно под впечатлением и реально был готов вступить в армию и идти
сражаться против коммунистической угрозы и всего такого. Вот именно из-за этого
Пентагон и поддерживает постоянную связь с Голливудом. Я сам разговаривал с
продюсерами, которые участвовали в подобных встречах — это вовсе не теория
заговора. Пропаганда вовсе не обязательно носит очевидный характер - черт
возьми, вы можете подумать, что просто смотрите комедию или полицейский
детектив.
VICE: В твоем фильме герой Лэйкита
Стенсфилда стоит перед выбором: вступить в профсоюз вместе с коллегами или
карабкаться по карьерной лестнице. Действительно ли капитализм дает нам
подобный выбор? Почему капиталистический путь такой опьяняющий?
Бутс Райли: Для большинства из нас
он вовсе не обязательно должен быть опьяняющим; просто это единственный путь,
который нам показывают. Многие левые движения в США с 1960-х устраивают
представления с одним и тем же результатом вроде «Давайте выведем на улицы 50
000 человек, давайте выведем миллион — однажды правительство поймет, что
миллионы людей сыты по горло и положение изменится». Знаешь, это касается не
только либералов, но и радикалов. Я участвовал в событиях, когда на улицы выходило
50 000 человек, появлялись новые люди, которые были увлечены и спрашивали, что
делать дальше? А мы такие: «Ну, я не знаю, может быть кричать погромче?» Но
таким образом мы проталкиваем идею, что у нас есть какая-то демократия, которая
просто исходит от людей, выражающих свое мнение. Люди не видят альтернативной
работающей идеи, так что им приходится играть только в те игры, которые они
знают. Если кто-то хочет почувствовать свою связь с миром, а вокруг вас нет
никакого движения, а вы при этом хотите сделать что-то, что повлияет на ход
истории, большинство людей сегодня скажут: «Ну, я собираюсь получить работу в
сфере технологий», или «Я собираюсь стать предпринимателем и создавать вещи,
которые сделают меня знаменитым».
VICE: А как выглядит социалистическая
альтернатива?
Бутс Райли: Ощущать реальную власть
над своей жизнью. Не только решать, кто будет определять политику в твоем
регионе, но и как распределить ресурсы и богатства, которые мы создаем.
Например: мы работаем на этом предприятии в этом регионе, а в этом же регионе
есть школы, которым не хватает денег, мы хотим перераспределить богатства от
этого предприятия в пользу этих школ. Также это даст людям больше времени.
Всякие «Wall Street Journal» и «Financial Times», все они открыто высказывают
опасения, когда падает уровень безработицы, так как это будет означать, что
будут расти зарплаты, а акции упадут. Хорошо, если у вас есть работа, на
которой вам нравится то, что вы делаете. Но в случае, если вы, как большинство
людей, любите проводить время с семьей или с друзьями - или участвовать в
каких-то других проектах - я думаю, рабочий день мог бы составлять четыре или
пять часов. 150 лет назад и восьмичасовой рабочий день казался социалистической
мечтой, ведь так? Каждый мог бы научиться играть на музыкальных инструментах,
заниматься живописью или просто проводить время с семьей. Поскольку эта система
базировалась бы не на перепроизводстве, как капитализм, мы производили бы
только то, что нужно для удовлетворения потребностей, а не ради прибыли.
Смотри: конечно, жизнь никогда не
будет идеальной, но сегодня в ней существуют проблемы, которых не должно быть,
и которые нужны только для того, чтобы система могла работать ради нескольких
богатых людей. Люди переживают из-за платы за жилье и здравоохранение. В конце
концов, давайте сделаем так, чтобы переживать приходилось только из-за
романтических отношений или исхода футбольного матча.
VICE: Это был твой первый фильм. Как
тебе работалось с голливудскими актерами? Богатые актеры не очень склонны
разбираться в классовой борьбе.
Бутс Райли: Внесем ясность:
возможно, единственный исторически очень богатый человек это Арми Хаммер,
праправнук бизнесмена и филантропа Арманда Хаммера. Но Арми умен, он знает
жизнь и еще надо помнить, что его пра-пра-прадед был одним из лидеров Соцпартии
США. Именно поэтому Арми Хаммера и назвали Арми Хаммером. Ленин всем советовал
вести дела с прадедом Арми Хаммера, потому что он был единственным человеком,
который торговал с Советским Союзом. Капиталисты ввели эмбарго и Арманд Хаммер
был единственным, кто его не исполнял. Это все очень сложные вещи. Денни Гловер
десятилетиями принимал участие в радикальной политике. Они с моим отцом
встретились во время студенческой забастовки в государственном университете Сан
Франциско, где впервые в США была создана школа этнических исследований.
Возвращаясь к тому, о чем я говорил
ранее, существующая система затягивает людей, поскольку они не видят
альтернативы. Очень многие соглашаются с этой политикой, даже если у них и есть
много денег. Это не значит, что они сами по себе пострадали от этой системы,
это значит, что они просто хорошие люди, которые понимают политику и хотят быть
частью чего-то, что что-то значит.
Переведено и опубликовано коллективом паблика "Синемарксимз"
Комментариев нет:
Отправить комментарий