Старая модель роста, реализованная в нулевых, умерла. Она основывалась на нескольких компонентах: девальвация рубля, давшая стимул экспорту, рост цен на нефть, внешние инвестиции. Все это вместе дало мощный рост, но в 2009 году произошло глубочайшее падение – на 8%. Дальше – два года восстановительного роста в 4%. И уже в 2013-м рост экономики составил всего 1,3%. А ведь это было еще до санкций и до падения нефтяных цен. Почему так произошло?
Олигархическая
пятилетка
С пиком могущества олигархов
обычно ассоциируются середина-конец 90-х. Однако есть все основания считать,
что в первый путинский срок – 2000-2003 годы – те, кто выжил после кризиса 1998
года, стали еще более влиятельными.
Путин, как и Ельцин, пришел к
власти как реформатор. Государство обнаружило, что в отношениях с крупным
капиталом нужны какие-то правила, что случайные сделки с олигархами на фоне
общей неопределенности больше не работают. В ситуации осознания этой взаимной
зависимости была развернута программа реформ – так называемый план Грефа, или
Стратегия 2010. Она и заложила основы экономики нашей страны как экономики
крупного бизнеса.
Ключевая реформа этого времени
– налоговая. Считается, что она была удачной: собираемость налогов повысилась.
Добились этого тем, что резко снизили все налоги. Россия оказалась первой
крупной страной в мире, которая ввела плоский подоходный налог – 13%. До этого
такими экспериментами занимались только маленькие прибалтийские страны и Сингапур.
Считалось универсальной догмой, что страны с большим населением должны
перераспределять доходы, а для этого надо собирать больше налогов с богатых.
Налог на прибыль юридических
лиц был снижен до 24%, а еще введен крайне низкий налог на дивиденды, который в
начале 2000-х составлял 6%, а сейчас – 13%. Если сложить эти два налога в США,
в сумме получится 55%, а в России – 37%. В результате российские олигархи
выплачивали себе миллиарды долларов дивидендов. К примеру, Олег Дерипаска
только за 2005-2008 годы выплатил себе 8,2 миллиарда долларов, что не помешало
ему в период кризиса 2008-2009 годов обратиться за господдержкой – и получить
ее.
Второй компонент отечественного
неолиберализма – это трудовая реформа. Трудовой кодекс, принятый в 2001-м,
фактически запретил забастовки. В 90-е статистика фиксировала тысячи забастовок
в год, а сегодня – одну-две. Третий компонент – пенсионная реформа, состоявшая
во введении накопительного элемента. Это был подарок финансовому капиталу.
Четвертый земельная реформа, открывшая путь крупным агрохолдингам. Олигархи
вторглись еще и в сельское хозяйство.
Если рассмотреть эти реформы
вместе, мы увидим явный перекос в сторону крупного бизнеса. Произошел он не
случайно. Путин поощрял вхождение крупных предпринимателей с РСПП (Российский
союз промышленников и предпринимателей – прим.
ред.), который до того был организацией красных директоров. РСПП лоббировал
реформы, а Путин не мешал. Отношения были более чем понимающие и с той, и с
другой стороны.
Когда говорят об отношениях Путина
и крупного бизнеса, всегда вспоминают про «равноудаленность» олигархов по
отношению к президенту. Но обратной стороной этой равноудаленности было то, что
он представлял их коллективные интересы. Первый срок Путина – это классовое
правление олигархов.
Олигархами я бы предложил называть крупнейших частных бизнесменов, а не
менеджеров госкорпораций. Олигарх и госменеджер – немного разные фигуры. Для
частного собственника важно увеличить капитализацию своей компании, для
госменеджера – реализовать какие-то государственные задачи, которые не всегда
сводятся к капитализации.
С другой стороны, менеджеры
госкорпораций не похожи на обычных чиновников. Они не подчиняются правительству.
Против его вмешательства есть формальная защита – уставы госкомпаний, в которых
записано, что правительство не имеет права проводить проверки; и есть
неформальная защита. Например, правительство долго требовало разгласить
зарплаты Миллера («Газпром»), Якунина (РЖД) и Сечина («Роснефть»). Они
возмутились, заявив, что это вмешательство в их частную жизнь, как будто они
частные собственники. Только после того, как Путин на «прямой линии» сказал,
что неплохо бы все же раскрыть доходы, госменеджеры подчинились.
Другой пример – борьба за
дивиденды. До 50% прибыли, которую госкомпании обязаны перечислять в бюджет, ни
одна из них так и не перечислила. «Роснефтегаз», контролируемый Сечиным,
аккумулирует большие прибыли, но в бюджет он их не выплачивает. Правительство
требует, просит, умоляет, а Путин недавно сказал такую вещь: «Да, у нас есть
«Роснефтегаз». Его деньги мы используем для финансирования важных проектов, на
которые у правительства денег все равно не останется».
Если это фонд развития, у него
должны быть какие-то правила, а если госкомпания, то почему она не подчиняется
государству? Получается, что «Роснефтегаз» – квазичастная корпорация, которой
распоряжаются Путин вместе с Сечиным. При этом, как справедливо отметил один
эксперт, по Конституции президент не имеет права распоряжаться государственным
имуществом. То есть, все это полностью незаконно.
Госприватизация
В период 2004-2007 годов
система государственного капитализма приняла те очертания, которые имеет сегодня.
Затем, на фоне кризиса, к власти пришел Медведев. Либералы в правительстве
попытались мобилизоваться, чтобы ликвидировать госкорпорации.
У Медведева были две мотивации:
идеологическая – он, действительно, считал, что частный бизнес лучше, чем
государственный; и политическая – за счет приватизации он пытался создать свой
собственный пул лояльных бизнесменов. В небольшой степени это ему даже удалось.
Например, группа «Сумма» Зиявудина Магомедова сумела в ходе «медведевской»
приватизации купить Объединенную зерновую компанию. Но это один из редких
примеров.
На пике амбиций ставилась
задача продать вообще все. Например, 100% «Роснефти», «Русгидро»,
«Зарубежнефти», «Россельхозбанка». Но по данным Счетной палаты, доходы от
приватизации за 2010-2014 годы составили всего 21% от запланированных. Путин, в
руках которого находилась реальная власть, наложил вето на все эти планы.
Прогнозный план приватизации 2013 года ставит куда более скромные цели, чем
тот, что был принят при Медведеве.
В 2015-м наступил кризис, денег
не стало, и во всей этой приватизационной истории начался новый этап. Мы
видели, какая буря аппаратных интриг разразилась вокруг приватизации
«Роснефти». Здесь было два компонента: «Башнефть» и «Роснефть». С первой
произошла следующая история: сначала государство вернуло компанию себе, надавив
на Евтушенкова и посадив его под домашний арест. Потом решили «Башнефть»
приватизировать, причем Путин официально заявил (это также зафиксировано в его
«майском указе»), что государственные компании не должны участвовать, потому
что, когда госкомпании покупают другие госкомпании – это абсурд. Члены
правительства – Дворкович, Шувалов, Улюкаев – ссылались на позицию Путина.
Итак, компания «Роснефть»,
которая на 69% контролируется государством, не должна была участвовать в
приватизации. Но потом, в сентябре 2016 года, Путин вдруг заявил, что
«Роснефть» нельзя отстранять от процесса. «Башнефть» продали «Роснефти». А
затем министр экономического развития Улюкаев оказался в изоляторе. Похоже на
урок всему правительству.
Дальше последовала приватизация
«Роснефти», которую Сечин полностью контролировал. В итоге большая часть
причудливым образом проданного пакета оказалась в руках китайской компании
CEFC. Сделка была очень странная – часть источников, из которых она была профинансирована,
до сих пор неизвестны. Вполне возможно, что российские государственные банки
дали денег на приватизацию российской государственной компании, в итоге
оказавшейся у китайцев.
Капитализм для своих
В российской экономике сегодня
есть три сектора. Два из них доминируют, а один является подчиненным.
Доминирующие сектора – олигархический и госкорпоративный. В металлургии и
химической промышленности по-прежнему господствуют олигархи. Нефть поделена
примерно поровну: 51% принадлежит государству, но есть и частные нефтяные
компании, такие как «Лукойл». В газовой отрасли лидирует государство. Второй
после «Газпрома» компании «Новатэк» принадлежит менее 20% газового рынка. В
машиностроении доминируют государственные «Ростехнологии». В судостроении и авиапроме
– тоже государство, но в сельском хозяйстве – крупные частные агрохолдинги.
Третий сектор – рыночный. Это
капитализм средних и малых компаний. Он более слабый, чем первые два. У его
игроков меньше лоббистских возможностей, они больше всего страдают от атак
силовиков и всяческих проверок. У малого и среднего бизнеса есть свои
ассоциации: «Опора», «Деловая Россия». Но организация крупного бизнеса – РСПП –
намного сильнее.
Есть интересное исследование
российских миллиардеров, проведенное американским исследователем Даниэлом
Трейсманом, анализировавшим данные «Форбс». Он обнаружил, что после того, как
государство национализировало «Юкос» и вернуло себе «Газпром», количество
экспроприаций олигархов было ничтожно. Он нашел всего двух человек, о которых можно
сказать, что после 2005 года они перестали быть миллиардерами из-за действий
государства. Но при этом сотни людей стали миллиардерами.
С точки зрения политического
давления олигархам в России гораздо легче, чем обычным бизнесменам. Олигархи и
силовики научились сосуществовать, а Путин служит арбитром всех их конфликтов.
Старое умирает, новое не рождается
Одной из своих статей я дал
эпиграф из Антонио Грамши: «Старое умирает, а новое не может родиться». Старая
модель роста, реализованная в нулевых, умерла. Она основывалась на нескольких
компонентах: девальвация рубля, давшая стимул экспорту, рост цен на нефть,
внешние инвестиции. Все это вместе дало мощный рост, но в 2009 году произошло
глубочайшее падение – на 8%. Дальше – два года восстановительного роста в 4%. И
уже в 2013-м рост экономики составил всего 1,3%. А ведь это было еще до санкций
и до падения нефтяных цен. Почему так произошло?
Есть такой показатель –
коэффициент использования производственных мощностей. Он отражает, насколько
используются те производственные мощности, которые есть. К 1998 году этот
коэффициент упал до 55%. С 1999 по 2008-й мы видели его постепенный рост. Еще
советские станки начали заново использовать в условиях экономического подъема.
А дальше экономика уперлась в потолок.
Эти данные я взял из отчета
Standard & Poor's. Его авторы так и написали: «С нашей точки зрения,
экономика уперлась в потолок из-за дефицита производственных мощностей,
связанного с годами недоинвестирования в производственные мощности». Советское
мы проели, а ни во что новое не инвестировали. В модернизации экономики
госкорпорации радикальной роли не сыграли.
Произошло это потому, что
бурный рост 2000-х на самом деле происходил не за счет инвестиций, а за счет
роста потребительского спроса. Деньги просто обрушились на олигархов, они
вывезли их в оффшоры, а в экономику не вложили. Нет инвестиций, нет новых
заводов – нет точек роста и развития капитализма. После кризиса 2009 года
экономический рост точно коррелировал с ценами на нефть. Получается, если они останутся
такими, как есть, в нашей стране будет бесконечная стагнация, связанная с
предыдущим периодом недоинвестирования.
Олигархи и госменеджеры
оказались не производительными собственниками и управленцами, а паразитическим
классом, который большую часть средств переводит за рубеж и там хранит. C конца
2012 года российская экономика дрейфует между стагнацией и кризисом. Когда
наступит уверенный рост, никто не знает.
Впервые опубликовано здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий