Силы капитала постоянно ведут борьбу за
право диктовать свою волю на жизненные процессы города и на
городское население, которые в свою очередь никогда не будут под их полным контролем. Перед нами встает важный
стратегический и политический вопрос: в какой
мере антикапиталистические инициативы должны сфокусировать свое
внимание и организаторскую деятельность в поле города и
городского?
Если урбанизация имеет такое большое значение
в истории накопления капитала и если силы капитала и
его бесчисленные союзники вынуждены постоянно мобилизовываться, чтобы
раз за разом революционизировать городскую жизнь, то явления классовой борьбы
(независимо от того, признаются ли они
таковыми) в том или ином виде неизбежно включены в эту
жизнь. Это является истиной хотя бы потому, что силы капитала постоянно ведут борьбу за
право диктовать свою волю на жизненные процессы города и на
городское население, которые в свою очередь никогда не будут (даже при самых
благоприятных обстоятельствах) под их полным контролем. Перед нами встает важный
стратегический и политический вопрос: в какой
мере антикапиталистические инициативы должны сфокусировать свое
внимание и организаторскую деятельность в поле города и
городского? Если они вообще должны этим заниматься, то нужно чётко обозначить, каким образом и почему именно это делать?
История классовой борьбы в городском пространстве ошеломляет
нас примерами. Успешные революционные выступления
в Париже в 1789-1830х и 1848-1871 годах
закончившиеся Парижской Коммуной представляют собой
наиболее очевидный пример
девятнадцатого века. Дальнейшие события, такие как
Петроградский Совет, Шанхайская Коммуна 1927 и 1967 годов, Всеобщая
забастовка в Сиэтле 1919, роль Барселонского
восстания в испанской гражданской войне, восстания
в Кордове в 1969,
и масса городских
восстаний в Соединенных Штатах в
1960-е, городские движения 1968 (Париж, Чикаго, Мексико-сити, Бангкок и др., в том числе
так называемую "Пражскую весну; и
подъем районной самоорганизации в кварталах Мадрида, предшествовавшей анти-Франкистскому движению в Испании примерно в то же самое время). Также не оставим без внимания движение,
начавшееся в Нью-Йорке, а затем перекинувшееся
на множество городов в США и
по всему миру, все эти события предполагают,
что в городском воздухе есть что-то политическое, что-то, что изо всех сил
пытается найти форму выражения.
Из этого короткого введения в
городские политические движения неизбежно вытекают два вопроса. Является ли
город (или система городов) лишь пассивной площадкой (или наличествующими сетями),
местом появления, в котором находят себе выражение глубокие течения политической
борьбы? На поверхности оно так и выглядит. Но также ясно, что некоторые
характеристики городского пространства являются более благоприятными для мятежных протестов, чем другие – можно упомянуть центральную
роль площадей в протестах – таких как Тахрир, Тяньаньмэнь и Синтагма;
возможность построения баррикад на улицах Парижа по сравнению с улицами Лондона
или Лос-Aнджелеса, или решающее положение города Эль-Альто соединяющего
основные пути сообщения в провинции Ла-Пас. Поэтому политическая
власть часто стремится реорганизовать инфраструктуру городов и городскую жизнь с
оглядкой на контроль беспокойного
населения.
Самым известным случаем является реализация
плана бульваров Османа в Париже между 1853 и 1870, которые уже в те времена рассматривались как средства военного контроля
над гражданскими мятежами. Этот случай не является уникальным. Перепланировка внутренних городов в Соединенных
Штатах в результате городских
восстаний в 1960х была проведена для того, чтобы создать
огромные шоссейные валы и рвы,
между цитаделями дорогостоящей
частной собственности в бизнес-районах и нищетой
внутригородских кварталов для бедных. Жестокие
столкновения, затеянные армией обороны Израиля ради подчинения оппозиционных движений в Рамалле на Западном берегу Иордана и, аналогичные действия армии США в Эль-Фаллуджа
в Ираке сыграли решающую роль и заставили переосмыслить военные стратегии усмирения, охраны, и контроля над городским
населением.
Такие оппозиционные
движения как Хезболла и Хамас, в свою очередь, все более нацеливаются на
урбанизированные стратегии восстания. Милитаризация – это не единственное
решение, и, как продемонстрировали события в Фаллудже, далеко не самое лучшее.
Плановые программы усмирения мятежей в фавелах Рио-де-Жанейро несут с собой
урбанизированный подход к социальной и классовой борьбе с применением целого
ряда различных государственная мер в проблемных районах. Со своей стороны,
Хезболла и Хамас комбинируют военные операции, организованные внутри жестких
сетей в городской среде со строительством альтернативных городских структур
управления, включающие в себя все: от сбора мусора до социальных выплат и районного
администрирования. Город здесь очевидно функционирует как место для
политического действия и восстания. Реальные характеристики места важны, и
физическая и социальная перепланировка и территориальная организация этих пространств являются оружием в политических сражениях. В военных операциях выбор пространства для боевых действий и его перепланировка играют важную роль в определении конечного победителя. Таким же образом это работает в народных протестах и политических движениях в городских условиях.
физическая и социальная перепланировка и территориальная организация этих пространств являются оружием в политических сражениях. В военных операциях выбор пространства для боевых действий и его перепланировка играют важную роль в определении конечного победителя. Таким же образом это работает в народных протестах и политических движениях в городских условиях.
Второй
важный момент: эффективность
политических протестов часто измеряется
с точки зрения их способности нарушать
стабильность городской экономики. К примеру, весной 2006 года, в США в иммигрантской
среде возникла широкая агитационная инициатива
в ответ на предложение Конгресса ввести уголовную
ответственность для нелегальных иммигрантов (некоторые
из которых живут в стране уже на протяжении десятилетий). Массовое недовольство вылилось в
стачку работников-иммигрантов, которая эффективно заблокировала экономическую активность в Лос-Анджелесе
и Чикаго, а также и имела серьезные последствия в других городах.
Эта впечатляющая демонстрация
политической и экономической мощи
неорганизованных иммигрантов (как
легальных, так и нелегальных), которые смогли нарушить производственный процесс, а
также затормозить потоки товаров и услуг
в крупных городских центрах, сыграла
важную роль в приостановке слушаний предлагаемого закона.
Движение за права
иммигрантов возникло словно из ниоткуда, и было
отмечено как удачливое спонтанное совпадение. Затем оно исчезло так же быстро, как и возникло, оставив после себя в дополнение к отмене закона два небольших, но значительных достижения: формирование постоянных иммигрантских рабочих объединений и возникновение новой традиции празднования 1 мая в США, как праздника демонстрации в поддержку чаяний трудового народа. Хотя последнее достижение и является чисто символическим, тем не менее, оно напоминает работникам (неорганизованным и организованным) о возможности их объединения в США. Одним из основных препятствий для реализации этой возможности также стал быстрый спад движения. Так как движение в основном являлось испаноязычным, ему не удалось эффективно вести переговоры с лидерами афро-американского населения. Это открыло дорогу для интенсивной пропаганды, организованной правыми СМИ, которые внезапно начали лить крокодиловы слезы о том, как афро-американские рабочие места активно занимаются нелегальными испаноговорящими иммигрантами.
отмечено как удачливое спонтанное совпадение. Затем оно исчезло так же быстро, как и возникло, оставив после себя в дополнение к отмене закона два небольших, но значительных достижения: формирование постоянных иммигрантских рабочих объединений и возникновение новой традиции празднования 1 мая в США, как праздника демонстрации в поддержку чаяний трудового народа. Хотя последнее достижение и является чисто символическим, тем не менее, оно напоминает работникам (неорганизованным и организованным) о возможности их объединения в США. Одним из основных препятствий для реализации этой возможности также стал быстрый спад движения. Так как движение в основном являлось испаноязычным, ему не удалось эффективно вести переговоры с лидерами афро-американского населения. Это открыло дорогу для интенсивной пропаганды, организованной правыми СМИ, которые внезапно начали лить крокодиловы слезы о том, как афро-американские рабочие места активно занимаются нелегальными испаноговорящими иммигрантами.
Скоротечность
и непостоянство, характерные для массовых протестных движений, возникавших и
угасавших за последние десятилетия, требуют отдельного комментария. Кроме
глобальной антивоенной демонстрации 2003 года и движения за права
рабочих-иммигрантов в США в 2006, существует еще масса оппозиционных движений с
нестандартной хронологией и неравномерным географическим распределением. Эти примеры включают в себя и восстания во французских
пригородах в 2005 году и революционные всплески в большинстве стран Латинской Америки
(от Аргентины в 2001-2002 до Боливии в 2000-2005), которые также контролировались
и реабсорбировались доминирующими капиталистическими практиками. Будут ли популистские
протесты indignados, прокатившиеся по всей Южной Европе в 2011 году, и возникшее
чуть позже движения Оккупай Уолл-стрит оставаться настолько же энергичными?
Понимание
политических позиций и революционного потенциала таких движений является серьезным
испытанием для исследователя. Изменчивая судьба и шансы на победу для антиглобалистского/альтерглобалистского
движения, активного с конца 1990-х годов также предполагает, что мы находимся в
очень специфической и, судя по всему, радикально иной фазе антикапиталистической
борьбы. Формализованное через Всемирный социальный форум и его региональных
ответвления, и все более ритуализированных как периодические демонстрации
против Мирового Банка, МВФ, G7 (ныне G20), и любые другие международные совещания
по широкому спектру вопросов (от изменения климата до расизма и гендерного
равенства), - такое движение трудно представить, как что-то целое, ведь оно
само по себе – «движение движений», а не целеустремленная организации. Нельзя
сказать, что традиционные формы левой организации исчезли (левая политическая
партия или боевая секта, профсоюз или активистское экологическое/ социальное
движение, каким являются маоисты в Индии или движение безземельных крестьян в
Бразилии). Но теперь они все, кажется, плавают в океане более разнородных
оппозиционных движений, которые, как правило, не имеют общей политической
платформы.
Отрывок из книги "Бунтующие города" в переводе Михаила Грибоедова
Комментариев нет:
Отправить комментарий