Я согласен с тем, что
«нельзя закрывать для массы народа выход к любви, сознанию, творчеству,
оставлять эти выходы только для элиты». Я даже согласен, что эти выходы связаны
с процессами индивидуации. Но эту индивидуацию нельзя отрывать от центрального
антагонизма современности (труд/капитал). Как нельзя и сводить к этому
антагонизму. Но их связь надо видеть и исследовать. На этом пути мы и победим –
если пройдем между крайностями.
Сегодня широко
распространено такое ложное понимание роли и места интеллектуалов
(интеллигенции) в обществе, согласно которому эта социальная группа, являясь
носителем культуры и знаний, занимает ведущее место в процессах борьбы с
капитализмом. По мнению представителей этой точки зрения, интеллектуалы
являются сегодня новым социальным классом, которому принадлежит центральная
роль в современных обществах, что они пользуются «генеалогической
элитарностью». Данный текст посвящен опровержению этой теории.
Интеллигенты,
интеллектуалы, художники, философы не имеют собственного классового интереса и
классовой позиции. И, следовательно, у них нет собственной классовой идеологии.
Поэтому интеллектуал не может «признать свою генеалогическую элитарность и с
рефлексии на эту позицию начать социальный анализ». Вернее конечно может, но
это будет ложное сознание.
Если бы биографический
факт рождения в семье банкиров давал бы такую неотменяемую элитарность, которую
надо просто признать и не рыпаться, то ни Маркс (человек свободной профессии),
ни Энгельс (капиталист), ни Лукач (из банкиров) не могли бы называться именно
пролетарскими революционерами. Че Гевара, Ленин – все они происходили из
обеспеченных буржуазных семей.
Но из отсутствия
собственной классовой позиции не следует, что интеллектуал не играет никакой
роли в борьбе трудящихся за свое освобождение. Играет и очень важную.
По большому счету, в
современном мире есть только два класса и две идеологии: класс тех, кто производит
своим трудом прибавочную стоимость и класс тех, кто эту стоимость присваивает.
В этом смысле мы и говорим, что конфликт труда и капитала является центральным
в современном мире.
Интеллектуал может
осознанно встать на ту или другую сторону и стать выразителем одной из двух
идеологий. Или он может питать иллюзии насчет своей независимой
революционизирующей силы. Тогда он в лучшем случае безобидный чудак, но гораздо
чаще он тогда объективно «играет на руку» классу эксплуататоров, сбивая с толку
тех, кто попал под его влияние (это может быть очень талантливый интеллектуал).
Если же наш
интеллектуал осознанно, с пониманием дела и ситуации, стал на сторону
трудящихся – тогда и начинается его огромная роль. Он образован, он умен, он
иногда яснее пролетарской массы видит ее подлинные интересы. И все же его
значение вторично.
На самом деле ему
совсем не так плохо живется при капитализме. У него часто есть уже при рождении
символический, образовательный, денежный капиталы. Часто он является «обслугой»
капиталиста (украшая его жизнь и развлекая его; или создавая для него
социальные теории, например) – с чего тоже снимает дополнительные сливки. У
него больше свободного времени и возможностей для самореализации. (В скобках
надо напомнить, что мощное течение оппортунизма связанно именно с утверждением,
что этот «класс» постепенно становится большинством общества, тем самым отменяя
классические марксистские схемы).
Итак, интеллектуал
находится в капиталистическом обществе в относительно привилегированном
положении. Но он умен и образован – посвятив свои способности борьбе за
освобождение трудящихся, он может сделать чрезвычайно много, в таком случае его
значение трудно переоценить! Чем было бы рабочее движение без этих
интеллектуалов: Маркс, Ленин, Лукач и еще сотни тысяч, если не миллионы.
Поэтому мы оптимисты. Если ТАКИЕ люди отдали жизни на борьбу за униженных и
оскорбленных, то мы можем быть уверены в победе.
Но интеллектуал ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ – одиночка, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Он может отдать себя без остатка (как
отдавали себя и еще будет отдавать), а может устать, разочароваться, уйти.
Таких примеров тоже много: Плеханов, Каутский, Корш – это только самые видные.
Даже Сталин не был с рождения монстром. Итак, одиночки (индивиды-интеллектуалы)
приходят и уходят. И только в «гуще класса» (простите за высокопарность)
импульс к освобождению не угаснет никогда. Гуща класса – это неотменимая, в
полном смысле слова онтологическая для капитализма повседневность эксплуатации
и сопротивления ей. Каждый отдельный интеллектуал и каждый отдельный рабочий
(даже потомственный и теоретически грамотный) могут забить болт и уйти. Или
даже стать ярыми заступниками капиталистического рабства. Но КЛАСС никогда не
исчезнет и не прекратит борьбу (пока не победит коммунизм, конечно). Класс будет
выдвигать из своей гущи лидеров и теоретиков, на его свет будут лететь новые и
новые интеллектуалы (по происхождению принадлежащие, может быть, классу
эксплуататоров). Каждый отдельный человек может устать и уйти, но класс будет
бороться до победы. Пока будет эксплуатация, будет и классовая борьба с ней. И
эту онтологию современного общества не изменит ни пришествие супер-мозга с
превратным пониманием ситуации (а может только замедлить на время), ни
предательство какого-либо супер-гения-интеллектуала-философа.
Кстати, точно также и с
противоположной стороны баррикады – какой-нибудь отдельный капиталист может
быть сторонником пролетарской революции и отдавать всю прибавочную стоимость
компартии. Но класс капиталистов никогда не прекратит борьбы за сохранение и
упрочение своего господства.
Итак.
Интеллектуал-теоретик критически важен для рабочего движения. Без него этому
движению грозит застрять на уровне тред-юнионизма и экономизма. Без
интеллектуала-теоретика рабочее движение не победит. (И их не надо противопоставлять.
Такой теоретик может прийти из интеллигенции, а может выдвинуться из рабочих.
То что интеллигентов по рождению больше среди теоретиков рабочего движения –
всего лишь следствие того элементарного факта, что рабочему неизмеримо сложнее
получить хорошее образование и достаточно свободного времени для теоретической
работы).
Но интеллектуал только
тогда становится индивидом, индивидуальностью, когда становится выразителем
идеологии борющегося класса. Это и есть диалектика! Только став выразителем классовой
идеологии, интеллектуал становиться подлинной личностью, то есть личностью,
которая существует в истории, а не абстрактным самодостаточным «умищем». (Я,
конечно, ДО ПРЕДЕЛА УПРОЩАЮ картину. Ниже я попытаюсь внести уточнения и
полутона. Прошу пока набраться терпения.) Поэтому КЛАСС (а не «масса»)
первичен, а теоретик-философ – условие НЕОБХОДИМОЕ, но НЕДОСТАТОЧНОЕ. Он может
«встать в ряды» и тогда значительно усилить рабочее движение, а может остаться
в стороне или даже на противоположной стороне, но все равно на его место придут
другие интеллектуалы – потому что горит этот объективный социальный «очаг»
(эксплуатация большинства меньшинством и неотменимое сопротивление этой
эксплуатации), где постоянно варится блюдо классовой борьбы.
И с другой стороны –
осознание своего положение и осознанная борьбы за его изменение, вот что делает
неразличимых прежде представителей пролетарской «массы» индивидами. А эта
борьба идет не только на баррикадах. Она идет и в библиотеках и выставочных
залах. Снова и снова не устану повторять эту аксиому марксизма – нельзя
разрывать два связанных процесса: определяющее значение массовой классовой
борьбы и то индивидуализирующее значение, которое она имеет для каждого
конкретного представителя «массы», то есть класса. Только осознавая свое место
в истории и свою связь с определенным классом, человек становится
индивидуальностью. А чтобы осознать это положение он пойдет не только на
стачку, но и в библиотеку и на концерт.
Так что неверно
абстрактно противопоставлять «политику» – «философии». Поэтому я предлагаю
другую картину, другую оппозицию: истинное понимание положения вещей (классовая
борьба двух классов за господство, вернее, борьба угнетенных с эксплуататорами
за снятие капитализма) или идеологические иллюзии.
Коротко изложу позицию,
которой я оппонирую. (Нижеследующие 7 пунктов – это то, с чем я не согласен,
чему возражаю).
1. Фундаментальная
оппозиция – это оппозиция между индивидом (имеющим потенциальную возможность
«добраться до осознания своей революционной, творческой роли в истории») и
неиндивидуализированной, квазиприродной массой, «обществом».
2. Надо развивать эту
оппозицию в сторону индивида.
3. Ранний Маркс считал,
что «подавленную индивидуальность» можно вывести в царство свободной
самореализации посредством уничтожения частной собственности. Но это не
панацея: общественная собственность может стать «коллективным госкапиталистом»
и индивидуальность останется подавленной. Маркс: «Особенно следует избегать
того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду.
Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни…
является проявлением и утверждением общественной жизни».
4. Следовательно, путь
«через общество», общественную собственность ничего не гарантирует. Маркс: «Только
став индивидом, человек способен вернуться «из религии, семьи, государства и
т.д. к своему человеческому, т.е. общественному бытию».
5. Итак, только став
индивидом, человек может вернуться к своему подлинному бытию.
6. Следовательно,
классический марксистский ход от общественного бытия, от экономики – в конечном
счете, ложен.
7. Следовательно,
освобождение человечества лежит на пути индивидуации. А здесь, конечно, главные
фигуры – это великие индивиды и индивидуализаторы других – Философ и Художник.
Своя логика в этой
конструкции есть. Единственная проблема в том, что это ложная логика. А ложная
она потому, что исходит из неверных предпосылок и пользуется неверным методом.
1. Общество – это не
бинарная оппозиция масса/индивид. «Масса» – это мифическое понятие. Никакой
«массы вообще» в марксизме не существует. Есть классы и есть индивиды и есть
история. «Масса вообще» – это что-то вроде «женщины вообще» («все они – шлюхи»)
или «еврея вообще» («все они грязные торгаши»).
«Масса вообще» – это
понятие правое (все кто не мы – богатые и образованные, – быдло»); фашистское,
расистское («нет эксплуататоров и эксплуатируемых, а есть единая нация»);
мифическое («массе» можно придать любые характеристики, это «понятие» все
выдержит).
Марксизм всегда исходил
из классового подхода и классового анализа. Когда в раннем марксизме говорилось
«масса» – всегда имелись в виду пролетарские классы в их громадном большинстве
(по отношению к эксплуататорам) и в единстве их идеологии. Поэтому и не
уточнялась какая масса имеется в виду, что это было слишком ясно.
То, что понятие «масса»
постепенно утратило свою связь с понятием «класс» очевидно связано с
перерождением и поражением русской революции и общим кризисом рабочего
движения.
2. И ранний и поздний и
любой другой Маркс был учеником Гегеля и диалектиком. Общество,
противопоставленное индивиду – абстракция. Но для Маркса это значит: индивид,
противопоставленный обществу, – это абстракция. Общество состоит из индивидов,
а индивиды становятся таковыми только в обществе (например, образование –
мощнейший механизм индивидуации – это общественный институт). Поэтому
общественная жизнь может проявляться только как утверждение жизни индивида, а
жизнь индивида возможна только в обществе.
Маркс возражает не
против гиперболизации общества и редукции индивида. А именно против
абстрактного противопоставления одного другому.
«Только став индивидом,
человек способен вернуться... к своему человеческому, т.е. общественному
бытию». ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ то есть ОБЩЕСТВЕННОМУ бытию – что здесь еще добавить?!
Мышление Маркса всегда
и насквозь диалектично. Достаточно наугад открыть любой его текст и открыть
свои глаза: свобода – это осознанная необходимость, а не отсутствие
необходимости, их нельзя абстрактно противопоставлять друг другу. Пролетариат –
это «суть» современного общества, потому что он является «отрицанием» этого
общества – и т.д. и т.п. до бесконечности.
И это не игра словами.
Как только у нас сбивается этот теоретический прицел на диалектику, мы приходим
к ошибкам и в теории и в практике. Например, делаем ставку в борьбе не на
самоорганизацию трудящихся снизу, а на «революционную роль индивида».
На мой взгляд, проблема
в другом. «Масса рождает в себе истину и красоту» или «индивидуация поднимет
массу до истины и красоты» – это два равно ложных (абстрактных, односторонних)
положения. Одно приводит к экономизму, другое к элитизму. Но очень часто,
кстати, они идут рука об руку.
Вот пример. Чернокожие
американцы дискриминированы как социальный слой. Но у каждого отдельного
черного есть возможность стать миллионером-баскетболистом или миллионером –
современным художником (то есть стать индивидуальностью). Но разве какое угодно
количество чернокожих баскетболистов и артистов изменят ситуацию расовой и
социальной дискриминации? Наоборот, «становление индивидом» в данном случае
есть тот механизм, который поддерживает статус-кво. «Зачем бороться за
освобождение класса? Это другим не повезло, а я прорвусь наверх!»
А рядом экономический
реформизм: «Сегодня у нас 1000 черных миллионеров-личностей, через 100 лет их
будет миллион, а потом и все черные будут жить как белые. Так что не нужно
экстремистских призывов, работайте над своим индивидуальным
самосовершенствованием!»
Индивид становится
индивидуально сильным социальным мыслителем, когда он может быть и чуждую ему
по рождению идеологию угнетенных принимает как свою. А класс становится не
просто механической суммой людей, занимающих одинаковое положение в социальной
структуре, а «классом для себя», когда индивидуальные его представители вырабатывают
теоретически глубокую картину его положения и перспектив.
Индивид без класса –
пустая, абстрактная индивидуальность в себе. Класс без теоретиков класса –
экономизм.
Все вышеизложенное, по
причине недостатка места – сильное упрощение с моей стороны. Ко многим моим
высказываниям и фразам можно придраться, но суть, надеюсь, понятна.
Важное уточнение –
искусство в данном контексте. Художник как человек может занимать любую
идеологическую и политическую позицию, это совсем не обязательно отражается на
качестве его искусства. Только в своем историческом развитии искусство дает нам
материал для размышлений о его связи с массой, классом и индивидуальностью. И
еще самим своим фактом присутствия в мире напоминает нам, что повседневные
мерзости – это не единственное, чем можно жить.
Философия, конечно,
тоже обладает своей автономией. Нельзя сказать, что все философы не-марксисты
ничего не значат. Но позволю себе такую смелую гипотезу: в 19 веке наметился, а
в 20-м произошел важный перелом в культуре Запада в целом. Недаром Маркс уже
сам четко обозначил тему конца философии. Какие философские прорывы произошли в
буржуазной философии за последние полвека? Постструктурализм? Но посмотрим,
кого из них будут читать лет через 50. (Вспомним Бергсона – как гремел! А кто
его сегодня знает, кроме специалистов?) А вот у марксизма мне видятся очень
значительные перспективы. Он только начал свое развитие. Его кризис – это
кризис развития, а не кризис конца.
И самое важное
уточнение. Вся патетика, которую я выше разводил про значение классовой борьбы
для философии, В ПОЛНОЙ МЕРЕ ОТНОСИТСЯ ТОЛЬКО К СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. Нам не
дано судить как, скажем, феноменологические исследования произведения искусства
«играют на руку» буржуазии или, напротив, являются «этапом внесения сознания в
пролетарские массы».Этот мир слишком широк и многообразен, чтобы сразу
расставить в нем все вешки. Но именно для того, чтобы не потерять за деревьями
леса, надо не бояться, как мне кажется, иногда возвращаться к избитым истинам и
ясным утверждениям. Что я по мере сил и попытался сделать.
Я согласен с тем, что
«нельзя закрывать для массы народа выход к любви, сознанию, творчеству,
оставлять эти выходы только для элиты». Я даже согласен, что эти выходы связаны
с процессами индивидуации. Но эту индивидуацию нельзя отрывать от центрального
антагонизма современности (труд/капитал). Как нельзя и сводить к этому
антагонизму. Но их связь надо видеть и исследовать. На этом пути мы и победим –
если пройдем между крайностями.
Впервые опубликовано на сайте Социалистического движения "ВПЕРЕД".
Комментариев нет:
Отправить комментарий