Такая система идей отдает предпочтение крупным
корпорациям; центральным для нее является аргумент, гласящий, что слияния и
объединения, ведущие к образованию гигантских корпораций, всегда будут
приводить к повышению эффективности. Обоснование этого взгляда заключается в
том, что рациональные фирмы выдвигают предложения по поглощению только в том
случае, когда они убеждены в своей способности повысить эффективность, а цены
за акции поглощаемой фирмы отражают эти ожидания. Последующие исследования
поставили под вопрос эти предпосылки, показав, что увеличение прибылей,
обеспечиваемое поглощением, иногда может связываться с понижением
эффективности.
Дело в том, что в самом
либеральном обществе политическая идентичность расколота... на две части — на
тех, кто сильнее опасается частной власти и ради противодействия ей готовы
предоставить больше возможностей правительственной власти; и на тех, кто
сильнее боится расширения власти правительства и потому готовы терпеть частную
власть.
Дж. Амато
В то время как прямое участие фирм разного рода в
правительстве и политике может создать проблемы для действительно либеральной
экономики, особого рода проблемы обнаруживаются в случае «гигантских» фирм,
как мы будем отныне их называть. «Гигантской» является фирма, которая обладает
достаточной властью на своих рынках, чтобы иметь возможность влиять на условия
этих рынков своими действиями — за счет использования потенциала собственной
организации, позволяющего вырабатывать стратегии доминирования на рынке.
Фирма-гигант в нашем понимании действует на территории нескольких национальных
юрисдикций. Имеют значение оба критерия, заданные этим определением. Сегодня
встречается множество примеров средних по размеру фирм, у которых есть филиалы
в нескольких странах, но на своих рынках они относительно невелики. Если
только они не обладают монопольными позициями на специализированных рынках, они
полностью подчиняются законам спроса и предложения, а потому в рамках данного
анализа не рассматриваются. Два указанных атрибута позволяют подчеркнуть
общую для этой книги обеспокоенность политической проблемой, создаваемой такими
фирмами в связи с тем, что способность к стратегии доминирования на рынке
может предполагать и владение политической стратегией, а транснациональные
корпорации (ТНК) порой могут сталкивать национальные правительства друг с
другом.
В идеальной конкурентной экономике, согласно
неоклассической теории, фирма — это не более чем узел контрактов, точка, в
которой ресурсы определенного числа рынков сходятся вместе и обмениваются друг
на друга. Поведение фирмы можно определить по сигналам, которые рынок посылает
ее руководителям: эти сигналы указывают наиболее рациональный путь, который
следует выбрать, если по умолчанию считается, что цель фирмы — максимизация
прибыли. Фирмы, которые не занимаются такой рациональной максимизацией,
проиграют другим фирмам, занятым максимизацией, и потому уйдут с рынка. Люди
внутри фирмы — не более чем вычислительные машины, вырабатывающие логику
максимизации, подходящую к той или иной конкретной ситуации. Экономическая
теория и, по правде говоря, практическое коммерческое право англо-американской
традиции рассматривают фирмы в качестве индивидов и не включают в себя понятие
организации, которая предполагала бы внутреннее сложное устройство. Но
действительно существующие капиталистические экономики не соответствуют чистой
неоклассической модели. Как мы уже выяснили, на многих рынках существуют
барьеры входа, которые позволяют участвовать в глобальном рынке, не говоря уже
об отдельных национальных экономиках, лишь небольшому числу корпораций. Для
создания фирмы порой требуются обширные инвестиции, направляемые на исследования
и развитие; либо же должны существовать обширные сети распространения.
Тот факт, что фирма, особенно большая, — это организация,
а не просто узел контрактов, впервые был признан в экономической теории в 1930-х
гг. в теории фирмы, разработанной Робертом Коузом. Основную идею этой теории
проще всего понять на примере рынка рабочей силы. Когда фирма желает
использовать рабочую силу, она может заключить контракт с некоторыми
индивидами на выполнение определенных задач в обмен на заданное
вознаграждение; если после выполнения задачи потребуется выполнить еще одну,
нужно будет заключать новый контракт. Это обычная практика для задач,
выполнение которых требуется фирме лишь время от времени; примером может выступать
создание новой рекламной стратегии. Когда фирмы действуют таким образом, их
можно рассматривать исключительно в рамках анализа чистого рынка. Однако когда
им требуется продолжительное и регулярное выполнение определенного числа задач
на неопределенный срок в будущем или же когда они хотят привить своим
сотрудникам навыки работы в корпоративной культуре, они, скорее всего, решат,
что каждый раз заключать новые контракты и нанимать новых работников
неэффективно. Поэтому обычно они используют общие контракты, известные как
«договоры найма», согласно которым поставщику трудовых услуг гарантируется
оплата в течение достаточно продолжительного периода времени в обмен на согласие
с общим руководством работодателя и выполнение тех задач, которые он потребует
решать. Такова идея «работы» на организацию, с которой мы в большинстве своем
знакомы. Фирма в таком случае становится не просто узлом контрактов, а организацией
с определенной иерархией, благодаря которой работникам передаются приказы, а не
заключаются контракты с подрядчиками.
Традиционная экономика нашла теории фирмы главное
применение: анализе компромисса, с которым компания вынуждена иметь дело.
Использование рынка позволяет часто проверять цены и качество, предлагаемые
на внешнем рынке, но лишь за счет затратных, по всей вероятности, рыночных
исследований и тренингов, которые должны обучить работников и поставщиков
технике работы фирмы. Иерархия обеспечивает непрерывность действий и снижает
трансакционные издержки за счет некоторой неэффективности, возникающей
благодаря пренебрежению рыночными проверками. Большинство крупных фирм обычно
время от времени подвергают переоценке установившийся в них компромисс между
использованием рынка и иерархии, внося поправки в это равновесие так, чтобы
повысить ожидаемую прибыль. В нескольких работах Оливера Уильямсона были
доработаны и развиты базовые понятия Коуза, особенно идея трансакционных
издержек, с целью исследования обширного спектра организационных вопросов,
касающихся фирм. Как мы выяснили в предыдущей главе, важной трансакционной
издержкой является информация. Хотя неоклассическая теория полагает, что
рациональные акторы непременно обладают ею, на деле информацию приобрести
трудно. Одна из причин, по которой фирмы развивают и применяют свои
организационные ресурсы, состоит в том, что им нужно получить возможность
приобретать информацию. Большие фирмы, развившие способность действовать в
качестве организаций, то есть выбирая, когда выйти на рынок, а когда — использовать
ресурсы организации, приобрели способность к стратегии. Они не освободили себя
полностью от рынка, поскольку они подчинены ему, им надо успешно продавать и
покупать. Но также у них есть определенная способность к превентивным действиям,
к использованию своей организационной структуры для оформления рынка и
определения того, как именно они на него будут реагировать. Например, вместо
того, чтобы пассивно отвечать на рыночные сигналы о том, что на определенный
продукт имеется спрос, они запустят маркетинговые и рекламные кампании для
создания спроса. Это дает им преимущество в сравнении с более мелкими фирмами,
полностью подчиненными рынкам, а также изменяет отношение с потребителями,
если только последние являются индивидами, а не корпорациями. Симметрия покупателя
и продавца, фундаментальная для экономической теории в целом и для идеи суверенного
потребителя в частности, заметно искажается, когда продавец начинает
формировать предпочтения покупателя.
Все эти факты не создают гигантским корпорациям
образ монстров; и к счастью, поскольку без них едва была бы возможна
благополучная жизнь. Но это означает, что корпорации не настолько подчинены
власти потребителя и рыночных сил, как предполагает неолиберальная риторика.
Если нам все чаще внушают, что мы должны быть готовы к тому, что рынка станет
«больше», при этом «больше рынка» означает «больше гигантских корпораций», нам
нужно больше узнать о них и об их политических последствиях.
Значение
антимонопольного законодательства
Строки, вынесенные в эпиграф к этой главе, взяты
из сравнительного исследования американских и европейских подходов к проблеме
корпоративной власти, проведенного Джулиано Амато, итальянским профессором
права, который в прошлом занимал несколько высших политических постов в своей
стране, в том числе был премьер-министром. В своей книге он разбирает две из
наиболее важных дилемм рыночной экономики. Во-первых, в чем лучше выражаются
добродетели рынка — в поддержании конкуренции и, следовательно, большого числа
конкурирующих фирм, как в чистой экономической теории, или же в результате
этой конкуренции, который зачастую может означать выживание лишь нескольких
гигантских корпораций и уменьшение потребительского выбора? Во-вторых, если
предпочтение отдается первому варианту (а чтобы сохранять большое число фирм
на рынках, склонных к концентрации, обычно требуется антимонопольное
законодательство), какой объем государственного вмешательства допустим, если
оно требуется для поддержания конкуренции? Формулирование этих дилемм сразу же
усложняет затасканное противопоставление «рынка и государства». Усложнение
вызвано введением в уравнение третьего термина — гигантской корпорации. В
большинстве политических споров наивно предполагается, что фирма — просто
составная часть рынка. Но что сказать о государстве и рынке, объединившихся
против гигантской фирмы? Или о гигантской фирме и государстве, которые
объединяются против рынка? Оба варианта возможны и действительно встречаются.
В вышеприведенном уравнении Амато исследует в основном отношение между фирмой
и государством, и через некоторое время мы тоже займемся этим вопросом. Но
сначала мы должны выяснить то, как разделились фирма и рынок.
Классическое американское антимонопольное
законодательство, разработанное в первой половине двадцатого века, было
нацелено на раздробление крупных скоплений корпоративной власти, то есть на
ограничение того уровня доминирования, которого может дробиться определенная
фирма или группа фирм на том или ином множестве рынков. Одним из наиболее
ярких примеров такого подхода было американское банковское право, которое на
протяжении нескольких десятилетий не позволяло американским банкам иметь
подразделения за пределами своего штата. Такая система мышления укрепляла и
базовую теорию американской политики — плюрализм. Для экономической и
политической демократии было в равной степени важно отсутствие таких
значительных сосредоточений власти, с которыми уже нельзя было бы реально
конкурировать; у обычных людей всегда должен быть выбор, создающий для них
примерно равные отношения с фирмами и политиками, которые в противном случае
будут управлять ими. Кроме того, у новичков должна быть возможность легко
получать доступ одновременно к товарным рынкам и к политической арене. В той
степени, в какой экономическая власть способна становиться важным источником
политической власти, антимонопольная политика защищала демократический
плюрализм не меньше, чем рыночную конкуренцию.
Выяснилось, что на всех рынках невозможно поддерживать
низкие барьеры входа и полную конкуренцию, поскольку преимущества в
эффективности, получаемые гигантскими корпорациями, часто формируемыми
благодаря слиянию разных фирм, а не росту, обусловленному популярностью
товаров фирмы, стали еще более выраженными. Отчаявшись сохранить Америку малых
городов и небольших фирм, правительственные юристы, занятые антимонопольными
законами, были вынуждены применять все более жесткие определения опасностей,
угрожавших конкуренции, а правительство стало вмешиваться в поведение фирм,
весьма активно вмешиваясь в их деловую активность. Это вредило интересам
весьма могущественных корпораций, а также усиливало распространившиеся в
некоторых сферах общественного мнения США подозрение в том, что вмешательство
правительства, даже если оно нацелено на сохранение небольших фирм и местного
предпринимательства, закончится коммунизмом. Экономисты и теоретики права, в
основном из Чикагского университета, а также корпоративные юристы, защищающие
большие корпорации в антимонопольных судебных делах, разработали новую
систему принципов, которая требовала отказаться от прежнего акцента на реальной
конкуренции и большом числе конкурентов; это условие, на их взгляд, должно быть
обязательным для функционирования модели либерального капитализма. Появилась
новая экономическая теория, которая отдавала приоритет крупным фирмам,
господствующим на своем рынке.
По иронии судьбы этот подход, нацеленный на
удержание правительства вдали от экономики, на протяжении всего своего развития
оставался всецело политическим. Два юриста, преподаватели университетов
Роберт Борк и Ричард Познер, сыгравшие важную роль в изменении направления
антимонопольной политики, были назначены на посты федеральных судей
президентом Рональдом Рейганом, а его неолиберальная администрация поддерживала
деятельность этих судей различными законопроектами, помогающими проводимым
политическим изменениям.
Вернемся к первой дилемме. Подразумевает ли
экономическая конкуренция ситуацию, в которой на рынке присутствует большое
число фирм, что поддерживает постоянное конкурентное давление на каждую из
них и обеспечивает потребителей обширным выбором? Или же она подразумевает
экономику, в которой конкуренция смогла дойти до своего логического конца, а
потому слабые фирмы были уничтожены сильными, так что осталось лишь небольшое
число выживших, а выбор для потребителей сузился? Классический ответ
американского антимонопольного законодательства и немецких теоретиков ордолиберализма
сводился к первому варианту. А Чикагская школа утвердила прямо противоположный вариант. Одно из следствий этого подхода заключалось в том, что идею
потребительской свободы выбора следовало лишить той ведущей роли, которую она
играла в продвижении американского мировоззрения. Новый подход никогда не
стремился к широкой огласке этого аспекта собственной логики. Более общий
чикагский подход к свободной экономике без правительственного вмешательства был
популяризован Милтоном и Розой Фридманами в телевизионном сериале и вышедшей
вслед за ним книге «Свобода выбирать». Однако серьезные интеллектуальные споры
рисуют иную картину.
Как утверждают Борк и Познер, вопрос не в том, что
именно потребители на самом деле хотят выбрать, а в том, на чем основана
наибольшая вероятность обладания выбором. Согласно логике, широта их выбора
должна увеличиваться вместе с ростом экономики в целом. Если бы существовал
выигрыш в эффективности, получаемый от покупки одной большой компанией нескольких
более мелких, тогда результат должен привести к максимизации так называемого
потребительского «благосостояния», даже если оно и означает снижение
конкуренции и сокращение выбора товаров, доступных потребителям. Поэтому суды,
разбирающие антимонопольные дела, должны озаботиться вопросом о том, приведет
ли результат к максимизации потребительского благосостояния, а не выбора.
Если потребительский выбор — это демократическое
понятие, оставляющее право решать самим потребителям, потребительское
благосостояние — понятие технократическое; судьи и экономисты решают, что
хорошо для потребителей, а что — нет. Оно к тому же отличается крайним
патернализмом: если правительство выбирает соответствующий курс, эта идея
закономерно приводит к «государству-няньке». Если бы группа потребителей начала
доказывать, что они предпочитают, скажем, сохранить несколько местных мелких
магазинов, а не заменить их одним супермаркетом, ответом им был бы упрек в
иррацональности, поскольку не в их интересах стремиться к менее эффективному
результату. (На деле, конечно, их вообще никто не спрашивает, поскольку в рыночной
экономике у потребителей нет голоса как такового, если только фирмы не
используют их в своих частных маркетинговых исследованиях; потребители
указывают на свои предпочтения только ценовыми сигналами). С другой стороны,
это коллективистское, а не индивидуалистическое понятие, хотя на риторическом
уровне это направление американской экономической мысли отличается
индивидуализмом и антиколлективизмом. Потребительское благосостояние следует
понимать через призму общего для всей экономической системы выигрыша в
эффективности. Как мы увидим далее, теория не интересуется тем, как этот
выигрыш в действительности распределяется среди людей. Достаточно того, что
имеется совокупный выигрыш — для коллектива в целом.
Такая система идей отдает предпочтение крупным
корпорациям; центральным для нее является аргумент, гласящий, что слияния и
объединения, ведущие к образованию гигантских корпораций, всегда будут
приводить к повышению эффективности. Обоснование этого взгляда заключается в
том, что рациональные фирмы выдвигают предложения по поглощению только в том
случае, когда они убеждены в своей способности повысить эффективность, а цены
за акции поглощаемой фирмы отражают эти ожидания. Последующие исследования
поставили под вопрос эти предпосылки, показав, что увеличение прибылей,
обеспечиваемое поглощением, иногда может связываться с понижением
эффективности. Особое значение имеют сетевые экстерналии и стандарты,
задаваемые крупными корпорациями — проблемы, обсуждавшиеся в предыдущей главе.
В ней мы уже отметили, что крупная корпорация может располагать более мощными
средствами продажи, рекламы и прочего распространения своих товаров, даже если
они хуже товаров более мелких фирм.
Гигантские фирмы также обычно обладают гораздо
большей информацией, чем их потребители, за исключением тех рынков, где
потребителями оказываются другие крупные предприятия. Однако, хотя это создает
немалые проблемы для принципа потребительского выбора, это никак не влияет на
благосостояние потребителя. Действительно, если обладание недостаточной
информацией повышает вероятность того, что потребители купят определенный
товар, результатом будет увеличение прибылей, то есть общего благосостояния,
и, следовательно, благосостояния самих потребителей.
Вопреки советам чикагских экономистов, законы,
защищающие интересы потребителей, нередко запрещают подобные практики:
например, в парламентах могут приниматься законы об общих стандартах
информации, а Еврокомиссия настаивает на том, что фирмы в так называемых
«сетевых» индустриях должны позволять конкурентам подключаться к ним. Но сам
факт такого запрета показывает, как фирмы стали бы себя вести, оказавшись
предоставленными самим себе, и как они поступают, когда открывают новые
области, в которых можно использовать стандарты не для защиты потребителя, а
как инструмент максимизации прибыли в ущерб интересам потребителей (в
понимании самих потребителей) — но не максимизации их «благосостояния»,
заданного хитрым определением.
Классическое антимонопольное мышление и в США, и в
Европе всегда опиралось на определенное число заинтересованных групп, в чьих
интересах должна работать структура экономического порядка. К этим группам
относятся, конечно, акционеры, но также простые потребители и те, кто
заинтересованы в сохранении класса мелких и средних предпринимателей.
Необходимость отвечать энному числу интересов привела к созданию определенных
дилемм конкурентного права. Чьи интересы следует защищать? Интересы
акционеров, которые стремятся к масштабным слияниям, благодаря которым фирма
получит возможность навязывать свои стандарты рынку, или же интересы малых
фирм, использующих сети и стандарты для выхода на рынок, или, наконец,
интересы потребителей, желающих максимально расширить свой выбор?
Англо-американское право, разработанное под неолиберальным влиянием,
значительно упростило эту дилемму: только акционеры образуют заинтересованную
группу, на которую должно работать предприятие. Ниже и в следующих главах мы
разберем несколько проблем, соотносимых с данным аргументом, но пока мы должны сосредоточиться
на аспекте, связанном с чикагской поправкой к антимонопольной теории и с
вытекающим из нее подходом к потребителям.
Аргумент в пользу интересов акционеров при прочих
равных условиях вполне законен, если допустить наличие идеальной конкуренции.
На чистом рынке акционеры могут максимизировать свои прибыли только в том
случае, если потребители хорошо обслуживаются, в противном случае они уйдут к
конкурентам. Однако как только намечается движение к ограничению конкуренции,
характерное для современной экономики, ситуация меняется. Возникает
значительная неравномерность информации, которой владеют крупные корпорации и
все остальные участники рынка. Именно в пространстве, заданном подобной
неравномерностью, создаются благоприятные условия для действий, которые
максимизируют интересы акционеров, но не потребителей. Поэтому нельзя допустить,
что интересы потребителей могут быть доверены акционерам, занятым
максимизацией своих прибылей.
Мы можем развить это рассуждение, если сумеем
показать возможность ослабления внимания фирм к потребителям при достижении
этими фирмами высокого уровня распределенных прибылей. Следует предположить,
что фирмы будут по возможности скрывать подобные действия, сохраняя своего рода
маску контакта с потребителями и сокращая менее явные формы обслуживания
потребителей — аналогично тому, как правительства, урезающие государственные
расходы, пытаются сохранить рабочие места весьма заметного для населения
персонала в школах и больницах. Сокращения становятся наиболее явными в том
случае, когда фирмы понижают уровень доступной им «резервной мощности». Это
понятие взято из инженерии, однако оно может по-разному использоваться и в
социальной сфере. Когда инженеры проектируют определенную машину, они должны
рассмотреть нагрузки и напряжения, которым она может подвергнуться в
исключительных случаях. Возьмем пример моста. Если инженеры проектируют мост
так, чтобы он мог выдержать лишь нагрузки предполагаемого ежедневного движения
транспорта, катастрофа может произойти просто потому, что по мосту, который
уже достаточно загружен, попытается проехать необычайно тяжелый грузовик.
Поэтому проект будет рассчитан на нагрузку, значительно превышающую стандарт.
Однако это не значит, что инженеры проектируют мост так, чтобы никакой груз
вообще никогда не оказался для него чрезмерным, поскольку в этом случае
строительство моста оказалось бы слишком дорогостоящим и потребовало бы
дополнительных ресурсов, которые нужны для не менее важных проектов. Требуется
принять решение, связанное с рассчитанным риском, и навык инженера отчасти как
раз и предполагает просчитывать такие риски. Заложенная в проект моста
дополнительная мощность, охватывающая промежуток от ожидаемого ежедневного
движения транспорта до максимально возможной нагрузки, которую предполагает
проект, называется резервной мощностью. Почти все время, возможно даже весь
период существования моста, эта дополнительная мощность, позволяющая
выдерживать большую нагрузку, не будет использоваться; она будет оставаться
избыточной или резервной. Выше этого уровня находится риск, на который,
согласно подсчетам инженеров, необходимо пойти, если проект желает быть
коммерчески реализуемым. Но какой именно уровень риска нужно задать — это все
равно вопрос, требующий обсуждения, он не может решаться некоей технической
формулой.
Впечатляющим жизненным примером такой проблемы
стала случившаяся вблизи южного побережья США катастрофа на нефтяной вышке
компании «British Petroleum». Любые буровые работы в нефтяной отрасли,
особенно глубоководные, чреваты значительными рисками несчастных случаев и
обширного загрязнения; эти риски являются ярчайшими примерами «отрицательных
экстерналий», рассмотренных в предыдущей главе. Нефтяные компании должны
проектировать свое оборудование и буровые платформы так, чтобы они
предполагали многократную защиту от ряда возможных катастроф, которые вряд ли
произойдут, но если все же произойдут, то вызовут крайне серьезные последствия.
Оборудование должно проектироваться с предельно высоким уровнем резервной
мощности. Это, несомненно, весьма затратный бизнес, поэтому до того, как фирма
решит игнорировать риск и сэкономить деньги, следует ответить на вопрос о
степени невероятности этого риска. ВР и ее американские подрядчики, включая
фирму «Halliburton», являющуюся главным подрядчиком американского
правительства в Ираке, приняли несколько таких решений; произошла катастрофа;
и ущерб оказался намного больше, чем затраты на защиту от него.
В годы, предшествовавшие катастрофе, ВР и ее
подрядчики, как и многие другие корпорации, ограничили роль инженеров в
принимающих решение структурах, при этом повысив соответствующее значение
финансистов. Инженеры и эксперты по финансам по-разному воспринимают риски.
Привело ли это изменение к понижению уровня резервной мощности, который ВР и
ее американские партнеры считали необходимым? В США многие были весьма недовольны
тем, что такая катастрофа вообще случилась у берегов США, и одним из мотивов
этого раздражения представлялся тот факт, что ВР является «иностранной»
фирмой. В обычных политических дискуссиях американское общественное мнение
демонстрирует презрение к якобы слишком высокой озабоченности рисками,
характерной для Европы, где ее можно принять за признак отсутствия
предпринимательской хватки. Интересно проследить, будет ли такая позиция
пересмотрена под влиянием этой истории.
Примером применения идеи резервной мощности за
пределами собственно инженерии может служить финансирование правительством
фундаментальных научных исследований. Если правительство финансирует только
тот уровень исследований, который необходим для легко определимых текущих потребностей,
то не будет совершены новые открытия, потенциальная ценность которых пока
неизвестна.
Напротив, фундаментальные исследования порождают
знания, которые представляются «резервными», поскольку их нельзя сразу же
использовать; но однажды они могут оказаться полезны. В то же время нельзя
ожидать, что правительство будет финансировать все исследования исходя из
того, что однажды они могут пригодиться, — это потребовало бы слишком много
средств. Правительство должно принять решение, которое представляло бы собой
компромисс между вниманием исключительно к предсказуемым потребностям и
проведением всех возможных исследований.
Резервная мощность — одна из областей, где фирмы
могут принимать решения, непосредственно отражающиеся на интересах акционеров,
но для потребителей (и, следовательно, долгосрочных акционеров) их значение
прояснится только через ка- кое-то довольно продолжительное время. Решение
уменьшить резервную мощность сразу же приводит к увеличению прибыли. Но в
долгосрочной перспективе оно может привести к катастрофическим сбоям в
обслуживании; впрочем, если фирме не удается выполнить ожидания относительно
прибыли по акциям, у нее вообще не будет долгосрочной перспективы, по крайней
мере для текущего менеджмента. Требуется вынести определенное решение, и фирма
должна выбрать, кому отдать предпочтение — акционерам или потребителям; чем
больше фирма защищена от конкуренции Своим квазимонопольным статусом, тем
больше она будет склоняться к первому варианту.
Чикагская школа дает три ответа на эти возражения.
Они сводятся к аргументам касательно эффективности ограниченной конкуренции,
эффектов распределения и правительственного вмешательства.
Во-первых, Чикагская школа указывает на то, что
между немногочисленными гигантскими фирма ми может существовать агрессивная
конкуренция. Как только обесценивается важность реального потребительского
выбора и рыночной слабости потребителей, для существования конкуренции
становится достаточным соперничество небольшого числа производителей за рыночную
долю. Чикагская школа пришла к выводу, что трех фирм будет достаточно для
обеспечения такого положения дел. В том случае, когда на арену выходят лишь
две фирмы или, тем более, одна, эта школа соглашается с тем, что нужно
разделить эти фирмы на части в соответствии с обычным антимонопольным
постановлением. Критики утверждают, что такой подход упускает из виду
многочисленные возможности для тайного сотрудничества, остающиеся у этого
небольшого числа фирм. Предположим, к примеру, что банки в определенной стране
пришли к выводу о том, что для их акционеров будет выгоднее, если уменьшится
число офисов, а персонал будет проходить менее интенсивное обучение; это
приведет к общему снижению качества услуг, предоставляемых мелким розничным
клиентам. При жестко конкурентном рынке с большим числом банков те банки,
которые попытаются предпринять подобные шаги, скорее всего, потеряют своих
клиентов, которые уйдут к конкурентам, больше заботящимся о них, что,
соответственно, приведет к потере прибыли; интересы акционеров в этом случае
благодаря рынку приравниваются к интересам клиентов. Банки не могут решить
проблему, заключив соглашение о снижении предоставляемых услуг, поскольку такое
соглашение нарушало бы закон конкуренции, а при наличии большого количества
банков вряд ли возможно поддерживать сугубо неформальное соглашение на уровне
«кивков и подмигиваний», которое работало бы против оппортунистического
отказа участников соглашения от выбранной политики.
Теперь предположим, что в национальной банковской
системе доминируют четыре крупных банка. Их количество достаточно мало, чтобы
они могли посылать друг другу неформальные и почти незаметные сигналы,
указывающие на то, что они снизят уровень услуг, предоставляемых клиентам, ради
увеличения своей прибыли. Способность к стратегическому поведению, которой
располагает крупный игрок на рынке, распространяется и на небольшую группу
игроков, способных посылать косвенные сигналы, которые не могут распознать
органы, ответственные за соблюдение закона о конкуренции. Эксперты Чикагской
школы обходят стороной способность фирм посылать друг другу сигналы такого
рода, поэтому в результате они подверглись критике за наивность — якобы они
недооценивают такие навыки фирм. Но их аргументация строится не на наивности,
а на том значении, которое они приписывают совершенно иному фактору. На самом
деле чикагцы заявляют, что, хотя фирмы и могут заниматься подобными
практиками, лучше не озвучивать подозрения на их счет, поскольку в противном
случае это дает правительству повод вмешаться в рынок, что сторонники Чикагской
школы считают наихудшим исходом.
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению
последнего фундаментального момента, мы должны изучить оставшийся вопрос —
эффекты распределения, поскольку он также имеет значение для правительственного
вмешательства. Чикагская школа полагает, что потребительское благосостояние увеличивается,
когда растет общий уровень богатства в рамках отдельной экономики, поскольку
благосостояние потребителей невозможно увеличить за счет уменьшения количества
ресурсов. Потребителям совершенно не интересно распределение этого богатства,
то есть то, кому оно на самом деле принадлежит. Если рассматривать крайний
случай, то представим ряд слияний, которые увеличивают эффективность в определенной
индустрии, однако настолько понижают конкуренцию, что потребительские цены повышаются
или же предоставляемые потребителям услуги ухудшаются так же, как было показано
выше на примере падения резервной мощности. Если величина богатства, произведенного
для акционеров за счет выигрыша в эффективности, больше богатства, потерянного
покупателями вследствие роста цен, тогда, по мнению последователей Чикагской
школы, рост цен согласуется с увеличением потребительского благосостояния,
поскольку экономика в целом становится богаче. Если заставить чикагцев
ответить на вопрос о том, существует ли разница между ситуацией, , когда это
богатство принадлежит только акционерам, и той, когда оно распределено среди
потребителей, они, скорее всего, скажут, что значительная часть этих
заработанных средств «просачивается», достигая в итоге всех и каждого; rto
важнее то, что они наверняка стали бы утверждать, будто это всего лишь вопрос
распределения, а потому он не относится к экономической теории. Они могут
признать, что у нас есть причины беспокоиться по поводу распределения, но
заявят, что это вопрос политического курса, но не экономики.
Парадокс
правительства в неолиберальном мышлении
Хотя чикагские экономисты указывают на политические
меры как на единственное средство решения проблем распределения и, по сути,
достижения любых прочих целей, которых невозможно достичь благодаря
максимизации прибылей акционеров, обычно они рассматривают такие меры в
качестве наихудшего варианта, который хуже даже поведения, направ ленного
против потребителей и ограничивающего их выбор.
Чтобы понять глубину этой антипатии, нам необходимо
разобраться в традиционной американской враждебности к большинству действий
правительства, за исключением военных, и в относительно недавнем
интеллектуальном оформлении этой вражды, проявившемся в школе политических наук
при Вирджинском университете (ее ключевой манифест см. в: Buchanan and
Tullock, 1962). Этот университет стал родиной школы общественного„выбера-в
нолитико- экономической теории. Почти все государственные действия
представляются с ее точки зрения эгоистическими, нацеленными на увеличение
роли политических фигур и чиновников. По мнению этой школы, предложение по
развитию какой-либо общественной услуги следует рассматривать безотносительно
содержания этой услуги, а лишь в плане расширения пространства протекции,
которым пользуются политики и чиновники. В результате школа приходит к выводам,
близким ее друзьям из Чикаго: максимальное число дел следует осуществлять на рынке,
а не в общественном секторе. Этот подход породил ряд важных проблем, которые
мы рассмотрим в следующих главах. Пока же необходимо отметить лишь дилемму, в
которой единый Чикагско-Вирджинский подход ставит перед нами вопросы
распределения, загрязнения и экологического ущерба. Нас уверяют, что эти
вопросы не решаются фирмами, поскольку их обязанность —максимизировать прибыли
акционеров; если мы хотим как-то воздействовать на них, мы должны обратиться к
политике. Но когда мы подходим к дверям кабинетов политиков, мы встречаем там
людей из Чикаго и Вирджинии, которые предупреждают нас, заявляя, что бесполезно
обращаться к политике, поскольку правительства в лучшем случае некомпетентны,
а в худшем — коррумпированы и эгоистичны.
Поэтому у нас вообще не остается возможности критиковать
фирмы, что бы они ни делали, если только они не вступают в очевидный сговор, и
не важно, какой ущерб они наносят любым интересам или ценностям, которые не
служат интересам акционеров. Хотя все это преподносится как вопрос
индивидуального выбора на рынке, мы знаем, что Чикагская школа неолиберализма
переопределила его так, что на деле он зачастую означает предпочтения крупных
корпораций.
Еще один парадокс, судя по всему, заключается в
том, что, хотя Чикагская школа относится к правительству с сильнейшим
подозрением, она постоянно опирается на применение права. Ее сторонники, конечно,
стремятся провести строгое различие между правом и правительством. В теории это
можно сделать, ограничившись системами общего права, свойственными
англоязычным странам, где право развивается отчасти благодаря судебным
интерпретациям, нацеленным на упрощение соглашений различных сторон, не
прибегающих к помощи правительства. Частичный успех Чикагского подхода в
американских, а затем и в европейских судах объяснялся тем, что судьи стали
выносить иные решения по антимонопольным делам безо всякого правительственного
воздействия — если, кончено, не принимать в расчет малозначительные
подробности, например то, что Борк и Познер первоначально были назначены президентом
Рейганом.
Чикагская школа утверждает, что зачастую даже к
судам нет необходимости обращаться, поскольку стороны в большинстве споров по
имущественным правам могут прийти к согласию, применяя чисто экономический
подход. Желание одной стороны купить активы другой будет в таком случае четким
указанием на то, в чем заключается равновесие материальных интересов и,
соответственно, общая эффективность. Важно отметить, что большинство примеров,
на которых отрабатывался такой подход к конкурентному праву, берутся из области
традиционного производства и даже сельского хозяйства, а не из секторов
экономики, характерных для конца XX и начала XXI вв. Фундаментальный текст по данной
проблеме — написанная в 1960 г. статья Роберта Коуза под названием «Проблема
социальных издержек» (поразительно, что это тот самый Роберт Коуз, который еще
в 1930-х гг. представил нам в высшей степени современную теорию фирмы),
основанная на гипотетическом примере скотовода и фермера. Первый позволяет своим
коровам наносить ущерб зерновым посевам фермера. Обычно считалось, что для
такого случая необходим закон, который защитит поля фермера. Но, по мнению
Коуза, это неверно. Если фермер получит прибыль от того, что скотовод
ограничит пространство пастбища своих коров, в его интересах заплатить
скотоводу за соответствующие меры. Если сумма, которую он готов выплатить,
достаточна для того, чтобы скотовод сдержал свой скот, значит, этот результат
эффективен. Но если скотовод считает, что предложенная ему сумма меньше той
прибыли, которую он получает, позволяя коровам свободно пастись, значит, более
эффективным результат будет тогда, когда коровы продолжат наносить ущерб
посевам фермера. Таким образом, нет нужды в абстрактном споре о правах и
привилегиях: именно та сумма, которую люди готовы уплатить, чтобы разрешить
спор, а не абстрактные идеи вроде справедливости, должна определять легальный
результат, поскольку только он обеспечивает эффективное использование
ресурсов.
По этому поводу может возникнуть этический спор:
насколько значимо то, что правовая система отказывается от любой идеи
справедливости? Но мы сосредоточимся на иной проблеме. Чикагский под ход
требует наличия ограниченного числа индивидов (лиц или фирм), которые могут
прийти к заключению сделки. Намного сложнее заставить такое решение работать в
ситуации, когда выигрыши или ущербы от экстерналий принадлежат очень большому
числу индивидов, как обычно и бывает во многих современных случаях
экологического ущерба, особенно когда потерпевших ущерб невозможно определить
как особый класс, способный предпринять классовое действие, и поэтому
потерпевшим будет сложно совершить коллективное действие.
Авторы Чикагской школы осознают проблемы, которые
могут возникнуть из-за формального объединения корпораций в антиконкурентные
картели или же лоббирования ими политиков. Хотя чикагский подход многое сделал
для легитимации экономической власти большого бизнеса, противостоящего
потребителям и малым фирмам, он стремится присоединиться к консенсусу весьма
неравных сторон — социал-демократов и неоклассических экономистов, которые
выступают против превращения экономической власти в политическую, хотя Борк
настаивает в частности на том, что малые фирмы, равно как и большие, создают
заговоры с целью лоббирования политиков. На самом деле Борк расходится с
обычной для США позицией, предполагающей поддержку властей местного уровня, а
не центрального, поскольку он считает, что местные законодательные органы
поддаются давлению лоббистов легче центральных.
Борку можно возразить тем, что скорее именно
небольшие фирмы (за немаловажным исключением фирм, обладающих местными
монополиями), а не крупные, действуют в условиях чистого рынка, где размер
прибыли ниже того уровня, на котором они еще могли бы позволить себе тратиться
на лоббирование в рамках американской политической системы.
Также они страдают от общей проблемы, известной как
логика коллективного действия. Предположим, что существует определённая группа
индивидов (людей или фирм), каждый из которых заинтересован в работе ради
определенной цели, достижение которой будет выгодно всем рассматриваемым индивидам
независимо от того, работал каждый из них на нее или нет. Не в интересах
рационального актора принимать участие в действиях, направленных на достижение
этой цели, особенно если этот актор — фирма на предельно конкурентном рынке.
Участвовать в подобных действиях в том случае, когда конкуренты в них не
участвуют, — означает нести убытки, которых не понесут конкуренты, хотя и
получат выгоду от завершившегося успехом действия. В то время как «простаки»
принимают участие в таких действиях, воздержавшиеся от участия сэкономят на
расходах, но при этом получат прибыль.
Гигантские фирмы с их неформальными соглашениями
по ограничению конкуренции и способностью проверять действия конкурентов
находятся в другом положении. Это не малые игроки, участвующие в массовом
действии; их вклад может изменить ситуацию, и у них может иметься возможность
лишить прибылей всех остальных, но не себя. Парадокс в том, что при
лоббировании политиков, которых склоняют к действиям в интересах определенной
фирмы или некоего сектора, опасность смешения экономической и политической
власти намного больше в «чикагском» варианте экономики, нежели в экономике
идеальных рынков. Но у этой школы имеются свои ответы. Чем больше правительство
вовлекается в экономику, тем шире круг вопросов, в которых корпоративная
власть может найти политическое применение. Поэтому, как утверждают чикагские
экономисты, необходимо уменьшить экономическую роль правительства, и проблема
станет гораздо менее серьезной. И мы снова видим, что чикагские экономисты
рекомендуют нам обратиться к политическим действиям для решения проблем
распределения и достижения целей за пределами сферы получения прибыли, но под
этим скрывается цель заверить нас в том, что правительство на самом деле вообще
никогда не должно вмешиваться.
Фирмы, которым выгоден снисходительный подход к
олигополии, сами не должны подчиняться строгим принципам неолиберальных
учений, которые приносят им выгоду. Нет никаких доказательств тому, что
корпоративные гиганты США считают, будто они не должны заниматься лоббированием
правительства в тех случаях, когда это может привести к нежелательному
смешению политики и экономики. Амато в процитированном ранее исследовании
указывает на то, что американская администрация начала склоняться к доводам
Чикагской школы, требующей терпимее относиться к олигополиям, именно в период
1970-х гг., когда немецкие и японские импортные товары стали наносить ущерб
американской промышленности, и поэтому корпоративные лоббисты принялись доказывать,
что более крупные корпорации помогут справиться с конкурентами.
Роберт Рейх, известный американский экономический
комментатор и бывший министр труда в администрации Клинтона, описал
американскую систему корпоративного лоббирования в своей книге
«Сверхкапитализм». Рост неравенства, незащищенности труда и корпоративной
коррупции он считает негативными явлениями современной американской жизни,
причины которых можно связать с успешным лоббированием. Один из примеров
связан со скандалами в американской экономике конца 1990-х гг., в которые были
вовлечены компании «Enron», «WorldCom» и некоторые другие. Эти события имели место
не на мрачных задворках капиталистической экономики, а в самом ее центре.
«Enron», техасская нефтяная компания, стала седьмой по величине в США и
пожертвовала миллионы долларов на избирательные кампании американского
президента Джорджа Буша-младшего. К моменту своего краха в 2001 г. ее состояние
составляло 64 миллиарда долларов — эта цифра стала рекордом, который, однако,
продержался лишь до следующего года, когда ее обошел обанкротившийся
«WorldCom». Аудитом в обеих корпорациях занималась фирма «Arthur Andersen»,
одна из пяти крупнейших аудиторских компаний в мире, которая также, впрочем,
потерпела крах из-за своей причастности к этим делам. Корпоративное
лоббирование было фоном этих скандалов. Отстаивая свободный рынок, лоббисты
убедили Конгресс принять закон, позволяющий корпорации нанимать фирму для
проверки ее отчетности и для продажи ей других консультационных и аудиторских
услуг. Ранее это считалось незаконным по той причине, что у фирм-аудиторов в
таком случае может появиться мотив не разглашать нарушения, найденные ими в документах
корпораций, поскольку в противном случае они могут потерять выгодные
контракты. Именно так и вышло, причем как раз после принятия этого закона: у
компании «Enron» имелись серьезные нарушения в делах; «Arthur Andersen»
провела их аудит и выявила эти нарушения, однако руководство фирмы-аудитора
приказало их скрыть, поскольку не хотело терять важные консультационные
контракты с «Enron». Благодаря американскому плюрализму скандал все-таки
получил огласку и дошел до судов, после которых некоторые руководители
оказались в тюрьмах.
Более современный пример — необычная кампания
лоббирования, развязанная американской медицинской индустрией против программы
реформ здравоохранения, предложенной администрацией Барака Обамы. Сообщалось,
что американские компании, специализирующиеся в медицинском страховании,
больницы и фармацевтические корпорации направили по шесть лоббистов на каждого
члена Конгресса и потратили 380 миллионов долларов на кампанию против курса
Обамы. «Кампания» прежде всего означала финансирование переизбрания действующих
конгрессменов. Хотя законопроект со временем был принят, он был лишен нескольких
важных положений. Например (этот момент связан с проблемами, к которым мы
вернемся в следующей главе), изначально запланированное создание национального
фонда здравоохранения, аналогичного тем, что существуют в большинстве
европейских стран, было заменено обязательным приобретением гражданами частных
медицинских страховок, причем правительство должно было покрывать расходы
малоимущих. Это обеспечивает частным корпорациям наличие гарантированного
числа клиентов, траты которых частично покрываются государственными
дотациями.
Аналогичные суммы были затрачены индустрией
финансовых услуг на то, чтобы свести на нет попытки администрации Обамы
урегулировать эту индустрию после глобального кризиса, вызванного ее неуправляемым
поведением.
В 2010 г. Международный валютный фонд (МВФ) заявил,
что в течение предыдущего четырехлетнего избирательного цикла американские
компании потратили 4,2 миллиарда долларов на политическую деятельность, причем
особенно заметны были траты в зоне финансового сектора, связанной с высокими
рисками. Бывший главный экономист МВФ Саймон Джонсон указывает, что финансовый
сектор к настоящему времени добился контроля над правительством США в такой
степени, которая обычно встречается лишь в развивающихся странах.
Не только США страдают от корпоративного лоббирования.
В июле Европейский Парламент выбирал
между двумя вариантами маркировки пищевых продуктов, которые должны
предоставлять потребителям информацию о рисках для здоровья, связанных с
определенными ингредиентами. Первый вариант — яркая цветовая графика, в которой
кодируется состав продуктов, другой — список, напечатанный мелким черно-белым
шрифтом, ведущих производителей пищевых
продуктов и напитков провели мощное лоббирование в пользу набранного мелким
черно-белым шрифтом списка, хотя они явно отдавали предпочтение цветной
графике, когда речь шла об их собственных логотипах и рекламной информации.
Представитель организации потребителей, которая отстаивала цветной код, заявил
газете «Independent», что корпоративные лоббисты численно превосходили лоббистов
потребительских ассоциаций в сто раз. Парламент проголосовал так, как хотели
корпоративные лоббисты.
В качестве центральной дилеммы антимонопольной
политики Амато представил выбор между частной властью и государственной:
готовы ли мы рискнуть и поддержать усиление полномочий государства, чтобы
приструнить частную экономическую власть, или же мы будем терпеть ее, но не
дадим правительству большей власти? Чикагский подход, как может показаться,
полностью солидарен с последним вариантом; но в действительности он
предполагает нечто иное. Поддерживая рост действительно гигантских корпораций,
он содействует могущественному объединению частной экономической власти и
власти государства. Последняя используется не так, как при тоталитаризме, в
фашистском или коммунистическом государстве, — она применяется для поддержки и
защиты интересов этих корпораций.
Большинство изначальных экстремистских составляющих
чикагской антимонопольной доктрины не выдержали проверку временем. В
частности, пренебрежение сетевыми экстерналиями в быстро развивающихся,
высокотехнологичных экономиках, согласие с тем, что небольшие группы
господствующих фирм могут противодействовать конкуренции, не оставляя при этом
ни единого документа или электронного письма, по которым можно было бы
вычислить их сговор, привели к серьезным изменениям в американском праве и
ограничили степень, в которой европейское право подражало более ранним
американским достижениям. В 2002 г. Ричард Шмалензее, ученый, помогавший
компании «Microsoft Corporation» в ее судебных битвах с американскими
антимонопольными организациями, посетовал, как и Борк двадцать лет назад, на
то, что антимонопольные законы не дают ведущим фирмам развивать свои
преимущества, поскольку заставляют их щадить конкурентов, что в итоге приводит
к общей потере эффективности. Юридические проблемы «Microsoft» он связывал с
тем, что эта компания не уделяла достаточного внимания политическому
лоббированию, — впрочем, впоследствии она успешно справилась с этой ситуацией.
О силе общественных институтов и чувства общественного
интереса на обоих берегах Атлантики свидетельствует то, что антимонопольные
дела продолжают попадать в суды, а от корпораций требуют отказаться от
монопольной позиции или предоставить доступ к своим аренам более мелким
конкурентам. Однако три основных проблемы сохраняются. Во-первых,
патерналистская проверка потребительского благосостояния, занявшая место
действительного потребительского выбора, а также коллективистская по своей
сущности доктрина, утверждающая, что, если где-либо в системе создается
богатство, не важно, кто им владеет, — вот основные критерии, используемые при
рассмотрении слияний и приобретений в рамках конкурентного права. Эти понятия
стали частью наследия неолиберализма, сколь бы верной идеалу свободы выбора ни
оставалась его риторика.
Во-вторых, каковы бы ни были изъяны Чикагской
теории как совокупности экономических принципов в сравнении с теорией чистых
рынков, она в определенном смысле возникла в качестве попытки восполнить
невнимание к реальности, характерное для предыдущей традиции. К 1970-м гг.
американское антимонопольное законодательство, пытающееся помешать господству
гигантских предприятий на рынке, стало налагать невозможные и непрактичные
ограничения на слияния и приобретения. Этот план спасения мелких фирм и
потребительского выбора можно считать чем угодно — ностальгией по далекой от
реальности Америке малых городов или (как полагал Борк) попыткой внедрить
социалистическое государство, но в нем, несомненно, было слишком много
донкихотства. То же самое можно сказать о похожих стремлениях ордолибералов. В
таком случае, действительное достижение Чикагского подхода к антимонопольному
законодательству состояло в том, что он заставил суды, а также юристов и
экономистов, серьезно задуматься об упущенных прибылях, обусловленных попытками
сохранить неоклассический идеал экономики, в которой господствует масса мелких
и средних по размеру предприятий. Стремление сохранить этот идеал может
оказаться весьма затратным как в плане потери экономической эффективности, так
и в силу возросшего уровня правительственного вмешательства. Однако эти
моменты чикагцы смогли прояснить лишь в рамках священного для всей экономики
понятия -«упущенных прибылей». Переопределение проблематики, отобразившееся в
искаженном понятии «потребительского благосостояния», являлось элементом
популистской риторики, которая выдает политические, а не чисто экономические
или правовые мотивы авторов этого понятия.
Наконец, чикагские достижения никак не помогли
решить главный вопрос: слияние экономической и политической властей. Вот
почему так трудно на практике поддерживать баланс их разделения и взаимозависимости,
как того требует либеральный капитализм. Экономика, в которой господствуют
гигантские фирмы, еще больше осложняет ситуацию, поскольку она приводит к
огромным сосредоточениям богатств. Фирмы могут не только превращать свое
богатство в политическое влияние, но и использовать свою способность к
стратегическому поведению, обеспеченную их размером и организационной
иерархией, для преследования политических целей и превращения в политических
акторов. Восприятие фирмы в качестве организации, а не просто узла контрактов,
позволяет нам понять выводы, которые политическая теория может извлечь из
такого положения вещей.
Данный текст представляет собой 3 главу книги Колина Крауча. Странная не-смерть неолиберализма. М. 2012.
Комментариев нет:
Отправить комментарий