Поиск по этому блогу

7 декабря 2012 г.

Александр Берегов. Чиновники и дороги



Всякий, кто путешествовал из Москвы в Петербург по федеральной трассе М10, в минувшие выходные мог по достоинству оценить слова Александра Радищева, записанные им по прибытии в Вышний Волочек: «Дороги, каковые у римлян бывали, наши не будут никогда; препятствует тому наша долгая зима и сильные морозы». Город, в котором первый русский писатель-диссидент любовался каналами и сегодня способен настроить путешественника на философский лад. Во многом этому способствует тот факт, что на въезде в Волочек федеральная трасса, перегруженная автомобилями и многотонными фурами, сужается до двух полос, а их движение замедляется до пешеходного.






Всякий, кто путешествовал из Москвы в Петербург по федеральной трассе М10, в минувшие выходные мог по достоинству оценить слова Александра Радищева, записанные им по прибытии в Вышний Волочек: «Дороги, каковые у римлян бывали, наши не будут никогда; препятствует тому наша долгая зима и сильные морозы». Город, в котором первый русский писатель-диссидент любовался каналами и сегодня способен настроить путешественника на философский лад. Во многом этому способствует тот факт, что на въезде в Волочек федеральная трасса, перегруженная автомобилями и многотонными фурами, сужается до двух полос, а их движение замедляется до пешеходного.

Именно в этот момент, когда за окном медленно проплывают полуразвалившиеся дома, обшарпанные пятиэтажки и скромно одетые горожане даже в головах высокопоставленных чиновников рождаются философские обобщения. Благодаря этому Вышний Волочек становится своего рода символом России за пределами МКАДа. Не раз проезжавший эту «русскую Венецию» Анатолий Чубайс, если верить журналу «Русский Репортер», размышлял над уровнем потребления в России: «Когда абстрактный интеллектуал и мыслитель, живущий в Москве, будет рассказывать народу, живущему в Вышнем Волочке, что, пожалуй, много мы потребляем... его там вряд ли поймут». Страшно подумать до каких философских глубин мог бы докопаться Анатолий Борисович, если бы отправился в путешествие по радищевским местам в минувший уикенд.

Неожиданный для коммунальных служб Тверской области снегопад, парализовавший на главной транспортной артерии страны и без того задыхающееся движение больше, чем на трое суток, в который раз напомнил о двух традиционных бедах родной страны - чиновниках и дорогах. О том, что транспортная инфраструктура деградирует у нас повсеместно не говорил и не писал, пожалуй, только ленивый. Парадоксальным образом это происходит на фоне роста количества автолюбителей и качества покупаемых ими автомобилей. Сборочные предприятия транснациональных автомобильных гигантов продолжают наращивать объемы продаж в России. Вопрос о качестве и количестве дорог чем дальше, тем все больше становится вопросом политическим.

Это четко видно на примере выборов мэра в городе Ярославле весной этого года. Вторым по силе фактором раздражения в отношении предыдущего мэра, после гибели хоккейной команды «Локомотив», стало состояние дорог в городе. Наклейки с лозунгами «Плачу налоги! Где дороги?» и «Ярославль - город без дорог!» украшали каждую вторую машину. Итогом невнимания власти к проблемам транспортных коммуникаций стало оглушительное фиаско мэра-единоросса. Можно смело утверждать, что в скором времени эта проблема с регионального уровня дорастет до уровня федерального.

200-километровая пробка, растянувшаяся от города Клин до Вышнего Волочка, в очередной раз поставила вопрос качества транспортной инфраструктуры ребром. И здесь проявила себя вторая традиционная беда России - чиновники. Который год неожиданно наступающая в конце ноября зима, помноженная на коммерциализацию коммунального хозяйства, привела к транспортному коллапсу в Твери. И без того с трудом справляющаяся со своими обязанностями уборочная техника оказалась бессильна перед осадками, выпавшими сверх нормы в пятницу. Решение перекрыть движение через Тверь для большегрузного транспорта, предложенное чиновниками, лишь усугубили ситуацию. Выехавшие на трассу М10 дальнобойщики невольно блокировали движение и по ней. Последующие заверения тверских столоначальников о том, что проблема решена, многократно опровергались репортажами с места заторов.

Оказавшись заблокированными на заснеженной трассе без какой-либо поддержки и помощи, водители не скупились на комментарии в отношении всего происходящего. Нарушение товарных перевозок автобусного и автомобильного сообщения больше чем на сутки между Москвой и Петербургом, в конце концов, стало предметом внимания федеральных властей. Министры транспорта и чрезвычайных ситуаций облетали проблемные зоны и мылили холку нерадивым тверским чиновникам, но пробка никуда не девалась, а застрявшие в ней водители могли надеяться только на себя и волонтеров. Нет сомнения, что рано или поздно проблему транспортного затора на отдельно взятом участке М10 решат, но лишь затем, чтобы столкнуться с новым авралом.

Ситуация на главной федеральной трассе наглядно демонстрирует ошибочность надежд на то, что рынок способен решить любую проблему. Разрушение общественного транспорта, деградация или стагнация развития ж/д и речных перевозок и, как следствие, увеличение нагрузки на автомагистрали, их износ и коррупция при проведении ремонтных работ и модернизации грозят перманентным коллапсом путей сообщения. Единственным ответом на эти стратегические проблемы стало пожелание Дмитрия Медведева обязать водителей фур использовать зимнюю резину. Кажется, ни здравый смысл, ни экономическая выгода от развития путей сообщения (быстрая доставка грузов, доступ к рабочей силе, запертой бездорожьем в провинциальных городках и селах) не способны сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Значит, страна обречена задыхаться летом и замерзать зимой в многокилометровых пробках.

Впрочем, есть надежда на то, что отдельно взятой дорогой все же займутся всерьез. Уже начато строительство объездного пути вокруг злополучного Вышнего Волочка. Рано или поздно дело дойдет и до других проблемных участков трассы. Нельзя исключать, что часть ее будет отдана на откуп коммерческим структурам. Однако даже если одна федеральная трасса будет приведена в порядок, это не будет означать окончательного решения дорожного вопроса.

П.С. Когда ситуация с великим стоянием на трассе М10 начала приближаться к развязке, СМИ сообщили о том, что несколько тонн писем и посылок «Почты России» попали в «пробку» в аэропорту Внуково. Интересно, пользуется ли услугами почты Анатолий Чубайс?

Впервые опубликовано в интернет-журнале РАБКОР.РУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий