Ядро неолиберального
проекта — это описание качеств рынка, а особенно — контраста между эффективными,
реагирующими на потребителя фирмами и некомпетентными, самонадеянными общественными
службами. При таком контрасте «частный сектор» обычно принимает характер
некоей единой, однородной зоны эффективности. Но это странно, поскольку
центральной характеристикой частного сектора является его разнородность. Он
включает в себя весьма эффективные глобальные корпорации, а также небольшие и
средние предприятия, близкие к своим потребителям и местным сообществам.Частного сектора «как такового» не
существует, поэтому и нельзя сделать какие-либо обобщения, которые говорили бы
о его качествах в целом, эффективности и ответственности перед клиентом.
Ядро неолиберального
проекта — это описание качеств рынка, а особенно — контраста между эффективными,
реагирующими на потребителя фирмами и некомпетентными, самонадеянными общественными
службами. При таком контрасте «частный сектор» обычно принимает характер
некоей единой, однородной зоны эффективности. Но это странно, поскольку
центральной характеристикой частного сектора является его разнородность. Он
включает в себя весьма эффективные глобальные корпорации, а также небольшие и
средние предприятия, близкие к своим потребителям и местным сообществам. В его
состав также входят финансовые институты, чье поведение едва не привело в
2008-2009 гг. к хаосу, прежде чем правительства не взялись спасать их от них
самих. Частный сектор также включает фирмы, использующие потогонную систему и
эксплуатирующие детский труд в странах третьего мира ; различных
производителей поддельных товаров; полулегальные кафе и рестораны,
предлагающие нездоровую еду в антисанитарных условиях; местные строительные
фирмы, которые никогда не завершают работы в срок; телекоммуникационные фирмы,
которые настолько велики и влиятельны на своих рынках, что почти не уделяют
внимания проблемам потребителей их услуг; монопольных производителей
компьютерных программ и спутниковые телеканалы, которые борются с любой
попыткой сделать их деятельность открытой для конкуренции; корпорации, добывающие
полезные ископаемые и загрязняющие атмосферу и водные ресурсы; фирмы, которые
скрывают преступную деятельность за ширмой легальных коммерческих операций;
фармацевтические концерны, которые небольшие улучшения в лекарствах выдают за
значительный шаг вперед. Частного сектора «как такового» не
существует, поэтому и нельзя сделать какие-либо обобщения, которые говорили бы
о его качествах в целом, эффективности и ответственности перед клиентом.
У неолибералов есть
ответы на подобную критику: потребители могут свободно выбирать товары и
услуги или вовсе отказываться от них. Если фирма, производящая товары низкого
качества, продолжает процветать, значит, есть клиенты, которые хотят покупать
плохие товары; вмешивающееся правительство, которое стремится установить минимальные
стандарты качества, отнимает у таких клиентов их выбор. Если процветают фирмы,
использующие детский труд, значит, потребителям важны низкие цены товаров,
производимых детьми; если потребителям не нравится сама идея детского труда,
они вправе не покупать соответствующие товары. Этот аргумент может
использоваться для опровержения любой критики, направленной на то или иное
рыночное явление. Поэтому в сравнениях частного и общественного секторов
заметна фундаментальная асимметрия. В первом по определению есть место для
всего, что продается. Общественный сектор, по крайней мере в демократических
обществах, существует в пространстве политической дискуссии, в которой любое
дурное качество оказывается предметом критики и где применяются ценностные критерии
и нравственные суждения, от которых невозможно защититься простейшим аргументом
«но ведь это продается». В таком случае нет никакой логики в применяемом почти
повсеместно решении проблем качества общественных услуг за счет переноса
данной услуги в частный сектор. Такой перенос не гарантирует ни высокого
качества, ни нравственности, поскольку это просто перенос в место, где большее
разнообразие качества считается допустимым, а моральные критерии являются и
вовсе неприменимыми.
Оправдание всего, что
происходит на рынке, то есть своеобразная аморальность рынка, не обязательно
является проблемой, поскольку сложно и, на самом деле, совершенно бесполезно на
каждом шагу проверять жизнь на соответствие нравственным принципам. Но когда
рыночные принципы возводятся в ранг основного стандарта, в соответствии с
которым можно судить о почти всех наших институтах (что имеет место, когда
неолиберальные идеи становятся господствующими), аморальность распространяется
по всей общественной жизни. При каждом безапелляционном утверждении о том, что
для решения какого-либо вопроса следует использовать рынок, такой вопрос
выносится за пределы этического суждения: рынок приносит деньги и потому увеличивает
благосостояние; какие тут еще могут быть возражения? Возможно, именно это мы и
хотим сделать в некоем определенном случае. Но как поставить самих себя в
положение, в котором мы могли бы вынести решение относительно принятия этого
критерия? Чем больше неолиберальное мышление проникает в правительство и
другие институты, тем меньше у нас возможностей принимать такие решения (или с
тем большей легкостью мы избегаем их). Мы должны сохранить некоторые важные
области жизни, в которых было бы возможно делать'принципиальные оценки; а это
означает, что рынок нужно восприни мать критически и избирательно, но не как волшебное решение
большинства проблем.
Если рынок становится для
нас единственным руководством к действию, возникает еще одна проблема.
Означает ли это, что мы должны стремиться только к тому, что мы можем найти на
уже существующих рынках, даже если на них наблюдаются многочисленные дефекты,
и что мы не должны требовать, чтобы вещи, которые невозможно найти на рынке,
поставлялись другим способом? Например, если средства массовой информации
контролируются несколькими крупными корпорациями, которые не предоставляют
большого выбора, означает ли это, что у нас не должно быть средств выдвинуть
политическое требование большего разнообразия? Если мы можем совершать выбор
только через рынок, значит, так мы и должны поступить. Этот вывод трудно
подкрепить какими-либо принципиальными соображениями, за исключением утверждения
о том, что правительственное вмешательство всегда и систематически опаснее
поведения фирм на рынке, а потому любые погрешности рынка следует предпочитать
попыткам их исправить.
В следующей главе(1) мы
встретимся с могущественной формой неолиберализма, которая почти приблизилась
к вышеупомянутой позиции. Хотя в принципе рынок управляется суверенным выбором
потребителя, потребители не могут определять ассортимент его продуктов. Это
способны сделать только фирмы. Роль потребителей пассивна, она ограничивается
демонстрацией пользы нового продукта, проявляющейся в их готовности его
покупать. Например, не потребители породили спрос на iPad; фирма решила, что может
производить их и начала стимулировать спрос путем умного маркетинга и убеждения
потребителей в привлекательности этого продукта. Затем потребители стали
ценить возможности, которые им предоставило использование iPad; это изобретение — от личный пример того, как рынок улучшил качество
нашей жизни так, как никогда не смогла бы сделать государственная
социалистическая экономика, в которой ни у кого нет стимулов изобретать
что-либо новое для потребителей. Но роль потребителей во всем этом процессе
оставалась пассивной.
Такая пассивность
допустима, если у обычных людей, не имеющих возможности стать предпринимателями,
есть много других способов требовать или создавать вещи не через рынок, а
другими путями; однако, если рынок захватывает все больше областей жизни, такие
возможности все более ограничиваются. А поскольку фирма — единственный
работающий с опережением участник рынка, то чем большее предпочтение общество
отдает рынку, тем выше это общество превозносит фирму в качестве источника
любого человеческого творчества.
Но некоторые защитники
рынков как единственного средства совершения выбора выдвигают другую
аргументацию. Они утверждают, что если бы рынки были чистыми, мы не испытывали
бы подобных проблем, поэтому можно принять вмешательство правительства там,
где рынки чистыми не являются. Однако такое вмешательство должно ограничиваться
улучшением рынков, а не созданием каких-либо иных форм предоставления товаров
и услуг. Если та или иная цель не может быть достигнута путем доведения рынка
до более чистого состояния, тогда от нее необходимо вообще отказаться. В
примере со СМИ это означает, что рынки нужно открыть для большего числа
частных поставщиков, но не создавать государственные средства информации.
Социал-демократы обычно
занимали более широкую позицию — они утверждали, что существуют определенные
цели, которых вообще невозможно достигнуть на рынке, поэтому мы должны иметь
возможность обращаться к государству за тем, чтобы оно обеспечило их
достижение другими средствами. Здесь мы возвращаемся к лозунгу Немецкой
Социал-Демократической партии, который цитировался в предыдущей главе: «Рынка
—столько, сколько возможно, государства — столько, сколько нужно». В начале
XXI в. социал-демократы «третьего пути» могли бы сказать то же самое, однако
они учились у современной экономической теории и неолиберализма, а потому видят
больше возможностей в применении государственного вмешательства для улучшения
действий рынка, а не для его замещения. Важным примером этой позиции был
документ британского Министерства финансов под названием «Микроэкономическая
реформа в Британии: предоставление возможностей всем», опубликованный в 2004
г.; в числе его авторов был Гордон Браун, тогдашний министр финансов и будущий
премьер-министр.
Этот документ анализирует
проблему «провала рынка» и предлагает два подхода к подобным провалам: при первом
правительства действуют ради усовершенствования рынка, при втором правительства
создают собственную систему поставок, поскольку рынок не может ее
сформировать. Как остроумно заметил Джон Кей в своем критическом обзоре этого
документа, названном «Провал провала рынка» [Кау, 2007], оба типа провалов
определяются в рамках экономической теории, которая способна увидеть в
обществе только совокупности предпочтений индивидов. Однако к правительству
часто обращаются за помощью в решении конфликтов относительно поставленных
целей или же ради достижения целей, которые затрагивают условия коллективной
жизни, а не стремления индивидов. К тому же экономическая теория предполагает,
что человеческое действие мотивируется исключительно материальными выгодами. Поэтому,
к примеру, ответ «Микроэкономической реформы в Британии» на проблемы низкой
эффективности работников общественных служб выглядит так: установить нормы и
усилить административное управление; в этом документе не исследуется
возможность укрепления профессиональной ответственности и профессиональных
ценностей.
Не существует
убедительных причин, по которым нам не стоило бы использовать рынки для достижения
своих целей или пытаться усовершенствовать их так, чтобы они отвечали
требованиям потребителей. Однако чтобы использовать рынки эффективно, мы
должны понять их характерные особенности и ограничения, а также иметь
представление о принципе провала рынка. Правда, в итоге все равно остается открытым
вопрос —скорее практический, нежели принципиальный: как лучше устранять
обнаруженные дефекты — за счет укрепления существующего рынка или же при
помощи совершенно иного метода?
Характеристики рынка и
его провалы
Какие условия требуются
для существования чистого рынка? Выяснив соответствующие критерии, мы сможем
определить различные типы рыночных провалов, определяемые условиями рынка, а
не пустыми домыслами, позволяющими выступать против рынка. Некоторые критики
рынка могут обвинить меня в чрезмерной уступчивости. Зачем вообще принимать
рынок за отправную точку? Значительная часть человеческой жизни проходит за
пределами рынка и никак с ним не связана — например, альтруистическое
поведение. Как доказывал Альберт Хиршман в своей книге «Страсти и интересы» [Hirschman, 1977], а
Дональд Грин и Ян Шапиро — в «Патологиях теории рационального выбора» [Green, Shapiro, 1996], предположение о
том, что человеческой природе свойственно руководствоваться агрессивной и
расчетливой оценкой индивидуальной прибыли, легко поставить под вопрос. Я
согласен с этой критикой, поскольку считаю ее вполне убедительной, однако
значительного прогресса в критике господствующего неолиберального мышления
можно достичь даже тогда, когда рынок принимается в качестве отправной точки.
Ведь такой прием позволяет бросить вызов неолибералам на их собственной
территории, ограничивая размах и накал спора, который обязательно возникнет.
Два первых этапа
рассуждения обозначены в таблице 2.1. В левой колонке перечислены фундаментальные
требования чистого рынка; в правой — слабости или провалы, связанные с каждым
из этих требований. На чистом рынке обмен товарами и услугами осуществляется
на основе определенного набора цен, заданных в единой валюте (или в
обмениваемых валютах), причем на рынке должны присутствовать многочисленные
производители и потребители. Ни один производитель или потребитель,
индивидуально или коллективно, не может определять уровень цен своими
действиями; все участники — лишь покупатели, не влияющие на ценообразование.
Таким образом, предпочтения действительно большого числа потребителей могут
быть сопоставлены с производственными графиками действительно большого числа
производителей. Характеристики рынка задают условия для такого рынка. По
достижении этого рынка формируется равновесие —ситуация, в которой, за
исключением экзогенного нарушения (т. е. возникающего вне системы), цену или
количество любой единицы товара невозможно изменить без определенной потери
эффективности.
Во-первых (условие I),
важно, чтобы всем желаемым предметам (материальным и нематериальным) в рамках
рынка назначалась определенная цена. Если это условие не выполняется, то
востребованные людьми предметы будут иметь нулевую цену и ни у одной фирмы не
будет стимула производить их. Если они производятся бесплатно, их производство
будет неэффективным, поскольку не будет способа узнать, можно ли необходимые
для их производства ресурсы каким-либо образом использовать более эффективно.
Например, предположим, что ученый-программист предпочитает самостоятельно
выращивать фрукты у себя в саду, а не покупать их в магазине у профессиональных
садоводов. Его сад не достигает размеров, необходимых для эффективного
производства фруктов; профессиональный садовод с таким маленьким участком земли
должен был бы требовать настолько высокую цену за свою продукцию, что он тут же
был бы вытеснен с рынка. Кроме того, ученый-программист, ухаживая за своими
фруктами, тратит свое профессиональное время, которое более продуктивно могло
бы использоваться для тех или иных компьютерных изобретений, а не для малопродуктивных
садоводческих работ. Если бы ему нужно было оценивать свой труд и свои
производственные затраты, назначая своим фруктам определенную рыночную цену, он
понял бы, что это занятие неэффективно; он покупал бы фрукты в магазине,
продал бы свой сад специализированной фруктовой ферме и больше времени тратил
бы на программирование. В итоге общая эффективность экономики повысилась бы, и
каждый оказался бы в выигрыше.
Также необходимо, чтобы
цены объединяли все продающиеся товары и
услуги. Хотя мы часто используем слово «рынки» во множественном числе, в действительности
есть только один рынок, и только благодаря ему мы можем выстроить нашу систему
относительных предпочтений, охватывающих большой набор товаров. Это
достигается благодаря использованию одной единицы измерения, то есть денежной
цены, для всех товаров, хотя эта цена может задаваться в одной валюте или в
нескольких разных валютах, которые также торгуются на свободных рынках.
Таблица 2.1. Необходимые характеристики рынка и связанные с ними провалы
Условия чистого рынка
|
Сопутствующие провалы
|
I.
Все цены сравнимы, осуществляется
товариообмен.
|
1. Неспособность
рынка работать с экстерналиями.
2. Проблема
общественных и социально значимых благ
3. Существования
«товаров без цены».
4. Трансакционные
издержки обмена.
|
II.
Вход на рынок без барьеров, рынок
с множеством поставщиков и покупателей.
|
5. Значительные,
и практически непреодолимые барьеры входа, существующие во многих секторах
6. Неравенство
в распределении благосостояния и власти усиливаются в результате сохранения
барьеров входа.
|
III.
Поддержание высокого объема
трансакций.
|
7. Недостаток
доверия мешает потенциальным покупателями продавцам выходить на рынок.
|
IV.
Участники рынка полностью
информированы.
|
8. Значительные
практические препятствия для выполнения этого условия; неравенство в доступе
к информации.
|
V.
Экономика и политика разделены.
|
9. Могущественные
заинтересованные группы, созданные неравенствами в силу применения пунктов 5
и 6, внедряются в политический процесс.
|
Например, может
показаться, что нет особого смысла спрашивать, скольких апельсинов стоит
авиалайнер, однако если и апельсины, и лайнеры доступны по определенной
денежной цене, можно вычислить их весьма точное соответствие.
Второй фундаментальный
критерий (II) работы совершенного рынка состоит в том, что должно существовать
большое число производителей и потребителей, которые должны иметь возможность
легко входить на рынок и уходить с него. Только при этом условии мы можем
провести математические подсчеты, необходимые для доказательства того, что
цены, возникающие из затрат производителей и предпочтений покупателей,
установлены на оптимально эффективном уровне. На рынке цена товара растет при
условии падения его производства, поскольку потребители начинают конкурировать
за сократившееся предложение, стараясь назначить более высокую цену. Если рынок
совершенен, подъем цены сигнализирует другим производителям, показывая, что
тут можно получить прибыль; они выходят на рынок, а увеличивающееся
соответствующим образом производство понижает цены. Если существует только один
производитель (монополист), он сможет уменьшить количество товара, чтобы
повысить цены (и, следовательно, прибыли), не опасаясь выхода на рынок других
производителей. В таком случае рынок не сможет достичь равновесия. Аналогичная
ситуация складывается и в том случае, если существует лишь небольшое число
производителей —согласно принятой терминологии такую ситуацию называют «олигополией»,
— ибо они могут легко посылать друг другу сигналы, сообщающие об их действиях,
а поскольку они не боятся новых участников рынка, они могут прийти к удобному
для всех них соглашению.
Чтобы рынки
функционировали без олигополии и монополии, вход на них должен быть легким для
новых производителей, как только цены поднимаются; то есть «барьеры входа»,
как они называются в экономической терминологии, должны быть низкими. Так-же
должны быть низкими барьеры выхода: если фирма работает неэффективно, она
должна уйти с рынка, чтобы используемые ею земельные, трудовые ресурсы и
ресурсы капитала можно было перераспределить в более эффективных целях. Или же,
если потребителям не нравятся продукты, продаваемые на определенном рынке, у
них должна быть возможность выразить свою неудовлетворенность отказом от
покупок, что потребует от производителей либо понизить цены, либо изменить
ассортимент предлагаемых товаров. Спор в период недавнего финансового кризиса
по поводу того, были ли банки «слишком крупными, чтобы обанкротиться», был как
раз спором о барьерах выхода. Если фирма «слишком велика, чтобы обанкротиться»,
пусть она и неэффективна, значит, созданы высокие барьеры, мешающие ей уйти с
рынка, а рынкам не дают выполнять их работу по фильтрации.
Если цены должны
устанавливаться через взаимодействие спроса и предложения, то в таком случае
на рынке должна совершаться серьезная работа. Частично она осуществляется при
выполнении только что упомянутого критерия, но также благодаря готовности
вышедших на рынок игроков поддерживать трансакции (III). Например, если никто
не хочет покупать обособленные фермы, агенты по недвижимости объявят, что для
них «нет рынка», то есть что цены на них просто нельзя определить. (Обычно все
же сохраняется незначительный уровень продаж, поэтому, строго говоря, некий
рынок все же есть, однако он слишком слаб, чтобы агенты могли уверенно определять
ожидаемый уровень цен). Это, в свою очередь, будет отпугивать собственников
такого имущества от выставления его на продажу. Без продавцов и покупателей
нет рынка.
Эффективность рынка
зависит от того, обладают ли продавцы и покупатели полной информацией о
предлагаемых ценах и товарах по всему их спек тру (IV). В действительности экономическая теория
исходит из предпосылки о том, что информация «совершенна», то есть участники
рынка обладают всеми знаниями, необходимыми для эффективного распределения
ресурсов. Важность этого обстоятельства можно понять на простом примере.
Предположим, я хочу купить новую машину, но не желаю специально изучать, какая
именно модель лучше всего отвечает моим потребностям, или же выяснять весь
разброс цен, по которым продаются определенные модели. Я просто хочу зайти к
ближайшему автодилеру и купить первую машину, которую увижу. В результате я,
скорее всего, заплачу слишком дорого за машину, которая на самом деле не
соответствует моим потребностям; я не использовал рынок, и потому моя сделка
оказалась неэффективной. Я могу повысить собственную эффективность,
предварительно изучив вопрос; чем больше я буду узнавать, тем более эффективным
покупателем буду становиться, пока не достигну точки, в которой приобретать
дополнительную информацию окажется дороже, чем потратить немного больше на
автомобиль. Необходимо допуститьь, что рациональные индивиды не хотят делать
неэффективный выбор, а значит, у них есть мотив приобретать всю информацию,
нужную им для действия на рынке; трудно не усомниться в рациональности
человека, который заявляет: «Я хотел бы заплатить за машину больше, чем
необходимо; и я не хочу искать машину, которая отвечает моим потребностям».
Последний критерий
переносит нас от рассмотрения самого рынка к более широкому контексту — к
необходимости разделять экономику и политику (V). И в истории, и в теории
главная угроза рынку исходит от государства, обладающего властью, позволяющей
вмешиваться в рынок, тем самым нарушая хрупкий баланс спроса, предложения и
цены. Это вмешательство может идти по двум разным направлениям.
Во-первых, правительство,
преследуя какие-либо сторонние политические цели, способно использовать свою
власть для искажения цен или для распределения ресурсов. Так, оно может
пытаться перераспределить ресурсы в пользу партийных или правительственных
лидеров, их семей и друзей; или же оно может вмешиваться, чтобы больше денег
тратилось на здравоохранение и образование, а меньше — на алкоголь. Эти два
примера вмешательства мы можем оценивать по-разному, однако с неолиберальной
точки зрения оба сводятся к искажению эффективной работы рынка.
Во-вторых, индивиды и
фирмы из мира бизнеса могут использовать накопленное на рынке богатство для
приобретения политического влияния. Затем они могут использовать это влияние
для получения от правительства контрактов или других привилегий. А это опять же
искажает рынок. Поэтому для функционирования чистого рынка крайне важно, чтобы
существовали жесткие барьеры, не позволяющие политике вмешиваться в экономику,
а бизнесменам — в политику.
Рассмотрев эти
необходимые для существования рынка условия, мы можем изучить провалы, обычно
связываемые с каждым их них и перечисленные в правой колонке Таблицы 2.1.
У всего есть своя цена
Попытка приписать цену
всем товарам и услугам на определенном рынке сталкивается с тремя комплексами
проблем: связанными с экстерналиями, с общественными и одобряемыми благами;
связанными с «товарами без цены»; связанными с трансак- ционными издержками. Нельзя сказать, что экономисты,
преданные рынку, игнорировали эти проблемы, в отличие от экономистов, которые
первоначально выделили и описали их. Тем не менее значение терминов,
применяемых ими, похоже, далеко от повседневного смысла тех же слов. Поэтому
важно прояснить некоторые из этих терминов.
Экстерналии.
Экстерналия — это хороший (или плохой) результат, создаваемый экономической
деятельностью, который, однако, не учитывается при подсчете издержек агентов,
отвечающих за эту деятельность. Это понятие будет много раз использоваться в
этой книге, поэтому важно понимать, что оно означает. Положительную экстерналию
(производство товара, которым невозможно торговать на рынке) можно
проиллюстрировать на примере садовода-любителя, чья деятельность выше была
признана неэффективной. Он может заявить, что получает удовольствие от
выращивания фруктов, которое не зависит от ка- ких-либо подсчетов
соответствующих издержек. Это удовольствие является положительной экстерналией
выращивания им фруктов. По этой причине он отвергает аргумент о том, что он
мог бы получить большую прибыль, если бы отказался от сада и проводил больше
времени за компьютером.
Некоторые положительные
экстерналии дают преимущества, которые могут использоваться на рынке. Мы можем
рассмотреть два примера совершенно разного масштаба, которые, однако, приводят
к одной и той же идее. Во-первых, пчеловод, ульи которого расположены вблизи
богатого разнотравья с дикими цветами, получит большую прибыль, чем тот, у кого
улья расположены возле пастбища, хотя первый никак и не способствовал
производству цветов. Во-вторых, американские фирмы обладают преимуществом по
сравнению с другими фирмами на многих международных рынках благодаря роли
американской военной силы, повсеместному хождению доллара и глобальному
распространению американского варианта английского языка. Эту последнюю
разновидность экстерналий называют «сетевой». Она подразумевает ситуацию, в
которой фирма получает преимущества на рынке определенного сорта продуктов
благодаря ее привилегированному или бесплатному доступу к сети, важной для
распространения этих продуктов. Ярким примером может выступать поставщик телефонных
аппаратов, у которого есть привилегии в отношениях с поставщиком телефонной
связи. Как мы увидим далее, сетевые экстерналии — важный источник ограничений
рынков высокотехнологичной экономики; поэтому этот термин весьма полезен, хотя
он и странно звучит.
Более знакомы нам
отрицательные экстерналии. Экологический ущерб — наиболее очевидный и наиболее
важный их пример. Загрязнение окружающей среды приводит к издержкам, которые
вынуждены оплачивать многие люди, однако эти издержки не обязательно
учитываются фирмой, производящей загрязнение. В действительности фирма работает
эффективнее именно потому, что она не принимает в расчет подобные издержки.
Например, отходы химической фабрики, вытекающие в реку, могут убить рыбу и
лишить рыбаков источника средств к существованию. Поэтому загрязнение является
отрицательной экстерналией. Фирма могла бы контролировать загрязнение, однако
это стоит денег. Поскольку фирма не получает прибыли от торговли рыбой,
которую ведут рыбаки, с какой стати она должна брать на себя этот контроль?
Для оправдания требования
устранения отрицательной экстерналии недостаточно просто выделить ее. Так,
если в случае с рыбаками выяснится, что расходы на контроль за загрязнением
превышают стоимость, добавленную к экономике за счет продажи рыбы, фирме вполне
может быть позволено загрязнять реку. Кроме того, если рыбаки являются основной
группой, получающей прибыль от снижения загрязнения, не должны ли они платить
за контроль над ним, осуществляемый фирмой? Это интересные проблемы,
порождаемые экстерналиями, которые мы рассмотрим в следующих главах. Проблема
состоит еще и в том, что невозможно предсказать отрицательные экстерналии,
которые могут возникнуть в процессе, отличающемся высокой инновационностью;
если он действительно инновационный, не все его последствия заранее известны.
Если мы стремимся создать нечто новое, необходимо пойти на определенный риск,
в том числе и на риск экстерналий.
Общественные и социально значимые
блага. Они отличаются друг от друга, но рассматривать их можно
вместе. «Общественные» блага —те, которыми в силу самой их природы нельзя
владеть, а потому им невозможно приписать цену. Эти блага определяются двумя
характеристиками: они неделимы и неконкурентны. Первое означает, что их
потребление не предполагает деления на отдельные единицы, которые можно было
бы покупать и продавать. Второе означает, что человек, использующий такое благо,
ни в коей мере не мешает кому-то другому в тот же самый момент пользоваться тем
же благом. Главным примером является свежий воздух. Он существует в качестве
одной большой массы и не может продаваться нам в виде контейнеров; тот факт,
что вы дышите, не влияет на то, что я тоже дышу. Число физических
общественных благ невелико, поскольку многие потенциально общественные блага
можно разрушить скоплением толпы — даже если речь идет о свежем воздухе. К
числу других примеров можно отнести абстрактные качества, например, счастье.
Мы не можем разделить
счастье на маленькие кусочки, которыми можно было бы торговать; оно неделимо.
И, по крайней мере в принципе, счастье одного индивида не зависит от
несчастья другого; то есть оно не-конкурентно. Не может быть рынка счастья,
поэтому у него нет цены; следовательно, рынок никак не стимулирует нас
поставлять счастье — хотя это и не мешает фирмам рассказывать нам в своей
рекламе о том, что использование их товаров сделает нас счастливыми.
«Социально значимые»
блага —это частично общественные блага. Термин кажется странным, поскольку он
изобретен экономической теорией, однако обозначаемая им идея хорошо нам
знакома. У социально значимых благ два компонента: делимый и потенциально
конкурентный, которым, соответственно, можно торговать, поскольку он имеет
цену; и другой — соответствующий определению общественных благ. Важным примером
является здоровье. Мое здоровье — это отдельная вещь, которой пользуюсь я, поэтому
здоровье делимо, хотя и не конкурентно, при этом рынки здравоохранения,
разумеется, существуют. Однако существуют неделимые прибыли, которые все мы
получаем от высокого уровня общественного здравоохранения, в частности от
низкой вероятности подхватить какое-либо инфекционное заболевание. Если
забота о здоровье станет исключительно индивидуальной задачей, решаемой на
рынке, его уровень упадет, поскольку у индивидов есть рациональный мотив
заботиться только о своем личном здоровье, но не делать обязательный вклад в
общественное здравоохранение.
Образование — еще одно
социально значимое благо. Образование помогает индивиду, приобретающему его, в
том числе в конкурентных ситуациях, когда, например, нужно устроиться на
работу, предполагающую конкурсный отбор; однако существуют и общие выгоды от
образованного общества — например, более высокий уровень экономической
деятельности, которой может заниматься образованное общество. Этим объясняется
тот факт, что во всех обществах с развитой экономикой образование до
определенного уровня является обязательным и от него нельзя отказываться по
желанию самого ученика или его родителей. Также образование является
неконкурентным, если мы считаем, что оно дает доступ к знаниям, культурной и
научной компетенции. Именно из-за этой двусмысленности политика образования
столь сложна. Политики должны предлагать его всему обществу в качестве общего
блага; тогда как индивиды и их родители часто стремятся к тому, чтобы они сами
или их дети получили преимущество за счет образования.
«Товары без цены». Хотя
экономическая теория готова работать с идеями экстерналий, общественных и
социально значимых благ, гораздо труднее ей иметь дело с общечеловеческой
убежденностью в том, будто у некоторых вещей просто не должно быть цены.
Следует ли позволить людям торговать своими органами, если человек, которому
нужна трансплантация, готов заплатить за них? Позволительно ли молодой женщине
требовать пособие по безработице, если она отказывается зарабатывать на жизнь в
качестве проститутки? Должны ли спасатели в горах тратить значительные
ресурсы на спасение жизни заблудившегося альпиниста, не оценивая при этом,
стоит ли его жизнь соответствующих издержек? Экономисты могут указать на
упущенные выгоды, связанные с отказом от выхода на рынок во всех подобных
случаях: упущенные выгоды означают потери при выборе данного пути, а не
альтернативного. Например, ресурсы, использованные горными спасателями, могли
бы быть использованы как-либо иначе. Однако у экономистов нет способов
работать с аргументами, которые определяют приоритет нравственности перед
рынком. Они могут сказать нам, что мы «должны» совершать определенные
действия, если мы хотим максимизировать эффективность, и у экономики много
доводов, убеждающих нас, что именно так и следует поступать, поскольку
неэффективность означает пустую растрату ресурсов. Однако нравственные критерии,
которые, по нашему мнению, имеют приоритет перед требованиями рынков, заставляют
рассматривать упущенные выгоды не как траты, а как воплощение представлений о
добре, которые лежат за пределами экономической аргументации.
Трансакционные издержки. Последний
пункт этого раздела менее объемен и позволяет нам безопасно вернуться на
территорию экономики. Назначение цены товару или услуге означает, что здесь
должен действовать механизм, позволяющий определять и взимать плату;
осуществление рыночных трансакций само по себе требует затрат. Издержки на
управление магазином включают в себя оценку всех товаров, определение средства
получения денег от клиентов, регистрацию самого процесса, проверку честности
персонала, безопасное перечисление средств в банк и найм бухгалтеров для
проверки всего процесса. Конечно, магазин не может освободиться от этих
затрат, перестав взимать плату, однако существуют разделы экономики, в которых
подсчет, позволяющий определить, стоит ли взимать плату, выходит на первый
план. Главным примером является вопрос о том, взимать ли дорожные сборы, поскольку
аппарат, необходимый для их получения, сам по себе весьма затратен. Конечно, в
случае отстутствия взимания платы должны иметься альтернативные средства
оплаты за предоставление рассматриваемого товара или услуги и определения их
предоставляемого объема и качества.
Довольно существенные
трансакционные издержки связаны и с получением адекватной информации,
необходимой для правильного выбора на рынке. Этот момент перекрывается с
рыночным условием, которое само по себе связано с информацией, а потому обсуждается
ниже под пунктом 8.
Барьеры входа и выхода
Сохранение барьеров. Рыночное
требование низких барьеров входа и выхода весьма трудно осуществить во многих
секторах рынка. Здесь мы будем обсуждать барьеры входа, хотя, как мы выяснили
на примере банковского кризиса, барьеры выхода не менее важны. На многих
рынках попросту нет места для многих производителей: например, по всей
видимости, в мире есть место только для двух производителей больших самолетов —
Boeing и Airbus. Одна-единст-
венная фирма, Microsoft,
полностью контролирует компьютерные программные системы. Вероятно,
технически невозможно существование более чем одной фирмы, контролирующей
поставки воды из одного речного бассейна. В любом случае, когда существуют
монополии или когда число производителей крайне мало, а выход на рынок других
конкурентов ограничивается серьезными техническими или организационными
барьерами, цены и качество товаров не могут устанавливаться в процессе,
предполагаемом математическими моделями экономической теории.
Хотя технические
изменения в некоторых случаях упростили решение этих проблем — например, увеличение
числа радиочастот сделало возможным появление настоящих рынков во многих
областях беспроводной связи и телекоммуникаций, — в некоторых важных отношениях
современная высокотехнологичная экономика ставит существование чистых рынков
под вопрос даже в большей степени, чем классическая промышленная экономика. Это
возвращает нас к уже обсуждавшемуся вопросу сетевых экстерналий. Всякий раз,
когда владельцы сетей получают конкурентные преимущества, против конкурентов
возводятся особые барьеры входа. Для некоторых видов сетей характерна
следующая особенность: чем больше людей присоединено к ним, тем более они
выгодны. Это дает огромные преимущества первопроходцу, то есть фирме, которая
первой развила сеть в определенной сфере. Даже если другие фирмы разработают
продукты более высокого качества, им будет трудно их продавать, поскольку
первая фирма разработала сеть, которая окажется больше и, следовательно,
прибыльнее, чем сеть новичков. Хрестоматийный пример такой ситуации — история
конкуренции систем видеозаписи Betamax и VHS. Две
японские фирмы—«Sony» и «JVC» — разработали системы для
записи и воспроизведения видеолент, «Sony» —в 1975 г., a «JVC» — двумя
годами позже. За несколько лет система VHS, принадлежащая «JVC», вытеснила
с рынка принадлежавшую «Sony» Betamax. Хотя велось много споров
о причинах такого результата, одна из них заключалась в том, что JVC владела несколькими
сетями распространения аудио-и видеооборудования, и в этих магазинах
распространялась только техника VHS. Барьеры входа не
позволили «Sony»
получить доступ к сетям, необходимым для участия на этом рынке. Сегодня
все это уже не имеет значения, поскольку видеозаписи были заменены DVD-дисками; как утверждают
экономисты, в предпринимательской экономике с открытым рынком инновационные
продукты часто сталкиваются с подобными проблемами. В то же самое время они
создают новые проблемы. Самым значительным и уникальным примером сети оказался
интернет, который предоставил возможности многим первопроходцам, получившим
преимущества за счет создания монопольных продуктов, таких, как поисковые
машины, которыми пользуются все, что привело к возведению высоких барьеров,
защищающих от потенциальных конкурентов.
Значение этих барьеров
растет, в первую очередь, под влиянием высокой скорости технических изменений
на товарные стандарты. Когда нужен стандарт для того, что изменяется медленно,
он может быть задан на основе традиции использования, широкой дискуссии или
соглашения, кроме того, он может применяться национальными или международными
органами. Например, таков случай стандарта мер и весов, дизайна электрических
розеток и штепселей или алфавита. Подобные стандарты — это общественные блага.
Отдельные фирмы не могут владеть ими и запрещать другим фирмам создавать
продукты, использующие эти стандарты. Но если потребность в новых стандартах
развивается быстро и если она подвержена частым изменениям из-за технического
развития, не остается времени на то, чтобы результат сложился в ходе всестороннего
обсуждения или формального публичного процесса. Если большое число фирм
предлагают на рынке различные стандарты, однако потребность во
взаимозаменяемости настолько сильна, что сохранять выбор между многочисленными
вариантами не представляется возможным, тогда предпочтение будет отдано одному
стандарту из-за его превосходящих качеств, то есть поставщиком стандарта выступит
рынок, а не орган общественной власти. Однако во многих случаях «превосходящие
качества» обозначают всего лишь силу господствующей фирмы, способной
утвердить собственные практики в виде производственного стандарта не в
конкурентной борьбе, а за счет преимущества первопроходца и создания сетевых
экстерналий. Никто не может заставить нас изменить используемый нами алфавит,
однако господствующая фирма-производитель программного обеспечения может не
позволить алфавиту, применяемому нами для печати на компьютере, преобразовываться
в набор читаемых всеми электронных символов, поскольку она изменила стандарты
этих электронных символов, между тем как лишь она владеет и распоряжается
этими стандартами. Только гигантские корпорации занимают положение,
позволяющее навязывать собственные стандарты, а потому они могут не допускать
на рынок конкурентов, которые могли бы предложить потребителям новые продукты,
способные снискать их одобрение.
Примерно так же для
создания барьеров входа могут использоваться патенты. Вопрос не так прост, поскольку
без охраны патентов у фирм не будет стимула тратить деньги на исследования и
инновации. Государственная политика стремится поддержать баланс между
важностью рыночной конкуренции и необходимостью защищать инновации,
предоставляя патенты на ограниченное число лет. Однако возникли новые вопросы,
связанные с признанием судами прав интеллектуальной собственности — не только
в случае изобретений, но и простой идентификации уже существующих природных
материалов. Особое значение эта проблема приобрела благодаря способности
биологов анализировать генетический код. Фирмам, занимающимся генетически
модифицированными организмами (ГМО), было разрешено получать патенты в случае
успешного выделения генов природных злаков, которые, по их мнению, они в
будущем могут использовать для производства генно-модифицированных злаков. А
в результате фермеры из стран третьего мира не смогут продолжать традиционные
практики отбора семян из урожая одного года для посева в следующем году,
поскольку отныне их право на использование этих семян принадлежит некоей
корпорации. Также ддя исследователей, не работающих на данную фирму, может быть
закрыта возможность работы с теми же самыми встречающимися в природе
растениями.
Неравенства, связанные с ограниченной
конкуренцией. Одним из последствий высокого уровня конкуренции
был действительно низкий уровень неравенства, поскольку высокие прибыли и
доходы служат сигналом потенциальным конкурентам для выхода на рынок,
увеличения предложения и, соответственно, снижения цен и доходов. Это не
значит, что общество чистого рынка было бы действительно эгалитарным;
успешные изобретатели и обладатели редких навыков получали бы высокие
вознаграждения. Но при этом такие неравенства постоянно находились бы под
давлением процесса конкуренции. А там, где барьеры входа остаются высокими,
этого не происходит. В результате высокие уровни прибыли и заработков никак не
оспариваются. Поначалу такие неравенства связаны с доходами различных фирм,
однако постепенно они затрагивают общий уровень неравенства в обществе через
различие в заработках и, что более важно, в благосостоянии. Это
второе последствие высоких барьеров входа. Важно отметить, что произошедший за
последние три десятилетия сдвиг к экономике гигантских глобальных корпораций,
характеризующейся ростом сетевых экстерналий и корпоративных стандартов,
привел к общему росту неравенства в благосостоянии и доходе в развитых
обществах, таким образом обратив вспять долгосрочную тенденцию к понижению
неравенства в рыночных экономиках.
Достаточный объем трансакций
Падение доверия. На
жизнеспособности рыночной экономики не сильно отразится отсутствие торговли
теми или иными единичными товарами, например, фермами; однако весь рынок рухнет
в случае общего падения доверия, когда покупатели массово уходят с рынков,
отбивая у производителей охоту к производству, поскольку те начинают бояться,
что останутся с товаром на руках. Такой крах доверия может произойти в том
случае, когда потребители опасаются в скором времени столкнуться со значительным
падением в доходах или же с возросшей потребностью в определенных расходах,
которые придется осуществлять за счет иных средств. Экономическая теория
признает провалы такого рода, которые считаются вытекающими из так называемых
экзогенных потрясений: природной катастрофы, войны или экономического кризиса,
возникшего в определенной части мира за пределами рассматриваемой экономики.
Не так легко теории согласиться с тем, что сугубо экономические потрясения
могут возникнуть внутри рыночной экономики, поскольку модель чистого рынка
предполагает, что покупатели и продавцы обладают совершенной информацией.
Поэтому ожидается, что они предпримут упреждающие действия против ожидаемых
трудностей, избегая неожиданных потрясений. С этим подходом связаны две
проблемы. Во- первых, для нас чистая рыночная экономика никогда не является
отправной точкой; мы могли бы снизить экономические потрясения, если бы сумели
определить какое-либо из них, однако сначала нам нужно было бы добраться до
этой чистой рыночной экономики, пройдя через экономическую среду, грозящую нам
множеством опасностей. Во-вторых, как мы вскоре выясним, обладать совершенной
информацией крайне сложно.
Экономика жесткой
конкуренции, в которой потоки информации при этом крайне несовершенны, уязвима
для потрясений, а потому создает нестабильные экономические условия для людей,
которые должны зарабатывать себе на жизнь. В отсутствие тех или иных
уравновешивающих факторов такие люди могут стать крайне осмотрительными и
отказаться от траты денег, чтобы сэкономить их на неопределенное будущее. Если они поступают так в массовом порядке,
рынки могут рухнуть. Именно это и происходит во время крупных экономических
рецессий.
Потребность в совершенной информации
Практические проблемы, связанные с
получением информации. На практике требование, согласно которому
участники рынка должны обладать совершенной информацией, выполнить весьма
трудно. Главная проблема в том, что в рыночной экономике большая часть
информации сама имеет цену; приобретение информации — это, на деле,
существенная трансакционная издержка, зачастую самая важная, а потому она
возвращает нас к уже обсуждавшейся проблеме трансакционных издержек. И эта
проблема, видимо, приобретает тем большее значение, чем более сложной
становится экономика, например, из-за технического усложнения продукции или
финансовых инструментов, поэтому, по всей вероятности, сегодня она более
важна, чем в предшествующие периоды. Проблема потребителей в том,
действительно ли стоит тратить время на приобретение информации, которая
позволит им сделать более компетентный выбор, ведь до того, как они получат эту
информацию, они лишь изредка смогут определить, ценна она или нет. Поэтому на
практике приобретение информации зависит не от того, можно ли ее будет
обратить в деньги, а от того, можем ли мы ее себе позволить в абсолютном
смысле. Другими словами, скорее всего, мы будем приобретать тем больше
информации, чем мы богаче; в результате богатые люди, скорее всего, принимают
более эффективные решения и потому становятся еще богаче.
Это позволит нам в
дальнейшем еще лучше понять, почему в настоящее время наблюдается обратный ход
тенденции к снижению неравенства, характерной для нескольких первых десятилетий истории демократических
государств. Эта проблема особенно остра на финансовых рынках, где богатые люди
позволяют себе получать профессиональные консультации, а потому могут
принимать решения, благодаря которым их доходы растут намного быстрее, чем
доходы мелких инвесторов. Точно так же организации находятся в лучшем
положении для приобретения информации, чем индивиды. Это означает, что
производители, скорее всего, лучше информированы, чем потребители (если только
последние не являются другими фирмами), работодатели — лучше, чем работники, а
большие фирмы — лучше, чем мелкие.
Также можно поставить под
вопрос предположение о том, что участники рынка, даже богатые, имеют стимул
приобретать достаточную информацию. В 1970-х гг. американский экономист Юджин
Фама использовал эту посылку для доказательства того, что цены на фондовом
рынке абсолютно эффективны. Если предположить, что инвесторы имеют рациональный
мотив, заставляющий их выяснять всю релевантную информацию об определенной
фирме, когда они вкладывают в нее свои средства, то в равной степени можно
предположить, что цены на финансовые активы этой фирмы, отражающие результат
оценок инвесторов, предоставляют нам полную информацию об эффективности фирмы.
Этот взгляд сделал возможным развитие акционерной максимизации как метода
корпоративного управления: все, что должны были делать главные исполнительные
директоры, сводилось к максимизации цен на акции фирмы. А это, в свою очередь,
упростило развитие деривативов и вторичных рынков, которые в 1990-х гг. стали
причиной небывалого роста скорости трансакций ценных бумаг и стоимости акций. Цены,
по которым торговались акции и облигации, стали единственным руководством,
необходимым для
понимания стоимости активов, отображаемых этими ценами. Поэтому казалось, что
рост этих рынков уменьшал потребность в информации, если не считать ту
замкнутую в себе информацию, которая производилась самими этими рынками. Она
стала представлять реальность отчетливее «реальной» экономики.
Но этот процесс, в свою
очередь, вызвал финансовый крах 2008-2009 гг· Финансовые рынки, не
создавая стимулов для приобретения информации, которая гарантировала бы их
успешное функционирование, подталкивали своих участников к совершению прямо
противоположных действий. Те начали верить, будто зависят лишь от тонкого слоя
информации — цен на активы, которые сообщают им все необходимое. Однако эти
цены подвергались серьезному влиянию со стороны множества догадок и махинаций,
которые рухнули, словно карточный домик, как только игра была раскрыта.
Разделение экономики и политики
Неизбежность переплетения экономики и
политики. Есть три основных причины, по которым разделение
экономики и политики, затребованное моделью рынка, встречается крайне редко.
Во-первых, правительство — один из наиболее вероятных источников средств
борьбы с обсуждаемыми в нашей книге провалами рынка. Во-вторых, чтобы
функционировать, рынку самому нужны законы: в минимальном варианте такие
законы предполагают поддержание валюты и ее защиту от подделки, обеспечение возмещения
в случае нарушения контракта, а также охрану патентов и авторского права. Кое-что
из этого может предоставляться самим рынком. Если предположить, что участники
рынка хотят оставаться на нем и имеется возможность исключать из него тех, кто не соблюдает фундаментальные правила использования
подлинной валюты, выполнения контрактов и уважения прав изобретателей на
собственные изобретения, тогда угрозы исключения должно быть достаточно для
гарантии выполнения этих правил. Однако подобный мониторинг со стороны инсайдеров
в основном работает только в том случае, когда число участников рынка
относительно невелико, так что они знают друг друга и могут быстро передавать
информацию о нарушениях. Небольшие и традиционные рынки часто удовлетворяют
таким условиям, а потому не особенно нуждаются в защите законом, но этого
нельзя сказать о наиболее эффективных и обширных или, тем более, глобальных
рынках. Одно из преимуществ рынка по сравнению с другими формами координации
действий состоит в том, что он позволяет нам вступать в торговые отношения с
совершенно анонимными для нас людьми, а также заключать сделки, невзирая на
большие расстояния. Такие рынки не могут использовать межличностное знание,
они нуждаются в механизме, который позволяет нам иметь дело с совершенно
незнакомыми людьми. Интересно посмотреть на то, как eBay, сайт интернет-торговли,
смог воссоздать некоторые элементы общинной экономики в предельно анонимной
среде интернета, настойчиво подталкивая своих пользователей к тому, чтобы они
выставляли рейтинги покупателей и продавцов, с которыми они имели дело. Это
пример того, как рынок может решить свои собственные проблемы без
вмешательства извне, однако пользователи eBay все-таки считают себя
своеобразным сообществом первопроходцев. Вряд ли подобные инструменты
приведут к общему упадку обыденной потребности в договорном праве. В действительности право вступает в действие еще
раньше. Мы не можем заключать контракты и требовать их выполнения, если не
можем предъявить легальное право на владение собственностью, поскольку ущерб
от нарушения контракта оценивается относительно ущерба, нанесенного
имущественным правам. Вознаграждения, заработанные в результате выполнения
контрактов, можно оправдывать в качестве заработка только при наличии средства
отстаивать их в качестве особого права на собственность. И это трудно понять
многим гражданам США, поскольку их миф об основании нации требует рассматривать
собственность в качестве того, что было отвоевано у Дикого Запада усилиями
самих пионеров, а потом защищалось силой их собственного оружия. (При этом
забывают о роли правительства США в распределении земли пионерам) Этот миф,
распространяемый в бессчетном количестве фильмов, сыграл важную роль для
упорства, с которым американцы отстаивают право носить огнестрельное оружие,
как и в их вере в то, что им не нужно правительство, чтобы управлять рыночной
экономикой. Однако этот миф разоблачается немалым числом и высокой
прибыльностью судебных процессов по контрактным искам, проводимых в этой
стране. Кроме того, как показал Уильям Рой в своей книге «Социализация капитала»
[Roy, 1997],
посвященной подъему американского капитализма, капиталистические рынки
получили развитие только после того, как государство социализировало некоторые
риски, связанные с запуском крупных инвестиционных проектов, и стало страховать
от их последствий.
Но все же существует еще
большее число негативных примеров переплетения правительства и рынка. В
свободной экономике крайне трудно помешать экономическому богатству
превращаться в политическое влияние. Богатые люди могут использовать свои ресурсы
для финансирования лояльных им политиков и партий или же для переубеждения
тех, кто имеет другое мнение. Они также могут инициировать кампании,
направленные на изменение общественного мнения, и даже владеть газетами и
телеканалами, которые работают на такие кампании. К сожалению, демократия и
рыночная экономика, ни в коей мере не препятствуя политической власти богатых,
на которую они —каждая по-своему—в определенной мере претендуют, в равной мере
делают эту проблему практически неразрешимой. Массовая демократия требует
огромных ресурсов для мобилизации мнения; последние могут принадлежать
большинству, однако ресурсы для их мобилизации принадлежат, в основном,
богатому меньшинству. Рыночная система, возможно, зависит от разделения
экономики и политики, однако она никак не может препятствовать тому, что
доходы, полученные в первой, применяются во второй — отчасти для гарантии
привилегий, уже завоеванных в собственно экономической сфере. Политическая
власть и экономическое богатство — взаимно конвертируемые валюты. В результате
появляется еще одно средство усиления неравенства в рыночных обществах.
Концентрация богатства — причины которого мы уже обнаруживали в других провалах
рынка — дает небольшому числу индивидов и корпораций возможность покупать
политическое влияние; это влияние в дальнейшем может использоваться ими для
того, чтобы стать еще богаче; такое богатство, в свою очередь, используется
для обеспечения большего влияния и т.д.
Следовательно, из всех
провалов рынка те, что способствуют значительной концентрации богатств, вызывают
наибольшее беспокойство,поскольку в конечном счете они могут использоваться
для демонтажа самого рынка и реально функционирующей демократии. Как мы уже
несколько раз отмечали, к подобной концентрации приводят несколько характерных
черт современной экономики.
Получается, что следующий
по логике шаг нашего рассуждения — проанализировать то, как государственная
политика использовалась для устранения различных провалов рынка. Но есть еще
один важный промежуточный этап. Мы до сих пор действовали в рамках модели
чистых рынков, выведенной из неоклассической экономической теории. Во многих
отношениях эта модель нереалистична, и некоторые положения самой теории были
направлены на устранение именно таких нереалистичных моментов, в особенности
связанных с ролью гигантской корпорации, господствующей на своем рынке.
Способность правительства справляться с провалами рынка будет рассмотрена в
свете этих поправок.
Перевод Дмитрия Кралечкина
Примечание:
1. Данный текст представляет собой 2 главу книги Колина Крауча. Странная не-смерть неолиберализма. М. 2012.
Комментариев нет:
Отправить комментарий