Урбанизм является новым эффективным средством
для сохранения классовой структуры власти: благодаря ему поддерживается
разобщение и атомизация трудящихся, которых условия производства собрали в
сплочённую и готовую взорваться в любой момент компактную массу. Долгое время
власть вела борьбу за то, чтобы не дать трудящимся окончательно объединиться,
урбанизм обеспечил успех этой борьбы. Власть, наученная горьким опытом
французской революции, все свои средства и усилия направляла на поддержание
порядка на улицах; она добилась своего, ликвидировав улицы.
"И тот, кто станет властелином города,
издавна привыкшего жить свободно, и пощадит его, пусть от города не ждет
пощады, потому что там всегда сыщется повод для мятежей во имя свободы и своих
старых порядков, которые ни за давностью времени, ни за какие благодеяния не
забудутся никогда. Что для них ни делай, и как ни старайся, но если не изгнать
и не рассеять его жителей, они ни за что не забудут ни названия своего города,
ни свои обычаи..."
Макиавелли,
"Государь".
Капиталистическое производство (1)
унифицировало пространство, теперь оно уже не граничит ни с какими внешними по
отношению к нему обществами. Эта унификация является одновременно и
экстенсивным, и интенсивным процессом опошления и обезличивания. Накопление
товаров массового производства в абстрактном пространстве рынка привело к
разрушению всех региональных и таможенных барьеров, а также корпоративных
ограничений средневековья, которые обеспечивали прежде качество ремесленного
производства; теперь это привело также к уничтожению автономии и качественности
мест обитания человека. Сила усреднения и унификации оказалось той самой
тяжёлой артиллерией, которой суждено было сокрушить все китайские стены.
Отныне только свободное пространство
товара имеет возможность постоянно модифицироваться и благоустраиваться, ради
того, чтобы ещё более отождествится со своей сущностью и утвердить свои границы
и внутреннее устройство.
Общество, широким жестом упраздняющее
любые географические расстояния, лишь воссоздаёт эти расстояния внутри себя, в
виде разделения в рамках спектакля.
Туризм, человеческий кругооборот,
рассматриваемый как потребление, является побочным продуктом кругооборота
товаров, и сводится, по своей сути, к одному единственному развлечению: поехать
и посмотреть на то, что уже стало банальным. Наличие экономической организации
посещения различных достопримечательностей уже обеспечивает одинаковость этих
достопримечательностей. Та же самая модернизация, благодаря которой из
путешествия было изъято время, которое раньше тратилось на перемещение в
пространстве, отняла у него и реальность самого такого перемещения.
Общество, способное самостоятельно
воссоздать всё, что его будет окружать, выработало особую технологию для
изменения самого рельефа своей территории, т.е. основную базу для поставленной
задачи. Урбанизм - это захват капитализмом в собственность человеческой и
природной среды; отныне сам капитализм, по мере логического развития к своему
абсолютному господству, может и должен перестраивать всё свое пространство как
собственную декорацию.
Капиталистическая необходимость,
удовлетворяемая урбанизмом в форме видимого замораживания жизни, может выражаться
- используя термины Гегеля - как абсолютное преобладание "безмятежного
сосуществования пространств" над "беспокойным становлением их во
времени".
Если все технологические силы
капиталистической экономики следует воспринимать как орудия для создания
отчуждения, то в случае урбанизма мы имеем дело со средством, обеспечивающим
общую основу для таких сил: урбанизм возделывает благодатную почву для их
развития. Урбанизм является самой главной технологией разделения.
Урбанизм является новым эффективным средством
для сохранения классовой структуры власти: благодаря ему поддерживается
разобщение и атомизация трудящихся, которых условия производства собрали в
сплочённую и готовую взорваться в любой момент компактную массу. Долгое время
власть вела борьбу за то, чтобы не дать трудящимся окончательно объединиться,
урбанизм обеспечил успех этой борьбы. Власть, наученная горьким опытом
французской революции, все свои средства и усилия направляла на поддержание
порядка на улицах; она добилась своего, ликвидировав улицы. "С
возникновением средств массовой коммуникации с большим радиусом действия, было
доказано, что изоляция является самым действенным средством для удержания
населения под контролем" - констатирует Льюис Мамфорд в своей книге
"Город в истории". Однако общее развитие изоляции, являющееся плодом
урбанизма, должно также включать в себя контролируемую реинтеграцию трудящихся
в соответствии с планируемыми запросами производства и потребления. Интеграция
в систему подразумевает, чтобы изолированные индивиды включались в неё
совместно изолированными, - поэтому и заводы, и учреждения культуры, и курорты,
и спальные районы - все они организованы так, чтобы поддерживать
"псевдоколлективность", которая сопровождает индивида даже в семейной
ячейке, в семейной тюрьме. Повсеместное использование приёмников зрелищных
передач лишь способствует тому, чтобы индивид утолял свою изоляцию
господствующими образами, которые и достигли своего господства исключительно
благодаря подобной изоляции.
Впервые новации в архитектурном стиле,
которым ранее отводилась единственная роль - удовлетворять запросы
господствующих классов, оказались предназначены непосредственно для бедных.
Широчайшее распространение данного способа проживания и его формальная нищета,
целиком и полностью вытекают из его массового характера, который скрывается
одновременно и в его назначении, и в современных условиях строительства.
Авторитарная мысль, которая абстрактно организует территорию в территорию
абстракции, является, очевидно, первоосновой для современных условий
строительства. Во всех странах, где начинается индустриализация, возникает один
и тот же архитектурный стиль, который становится подходящей почвой для
внедрения нового вида общественной жизни. Можно лицезреть, что уже преодолены
все пределы на пути наращивания материальных сил общества: это проявляется и на
примере термоядерного вооружения, и на примере рождаемости (там дело дошло уже
до манипуляций с наследственностью), и на примере урбанизма. Однако
сознательного господства над этими материальными силами как не было, так и нет.
Сейчас мы уже можем наблюдать за
саморазрушением городской среды. Наступление городов на сельскую местность,
покрытую "бесформенными массами городских отходов" (по выражению
Льюиса Мамфорда), напрямую диктуется императивами потребления. Диктатура автомобиля
- главнейшего продукта первой фазы товарного изобилия, проявляется в окружающей
среде через господство автобанов, которые расчленяют старые городские центры и
требуют ещё большего их рассеянья. При этом осколки незавершённой перестройки
городской структуры временно сосредотачиваются вокруг "раздаточных
предприятий", т.е. гигантских супермаркетов, построенных на пустырях и
окружённых парковками. Сами эти храмы ускоренного потребления, по мере того,
как они вызывают частичную перепланировку городской агломерации, вынуждены
проталкиваться ещё дальше в своём центробежном движении, однако остановится им
не суждено, ибо везде они превращаются в перегруженные вторичные центры.
Впрочем, техническая организация потребления является всего лишь одним из элементов
того ужасающего разложения, что привело город к потреблению самого себя.
Экономическая история, в целом
развивавшаяся вокруг противоположности города и деревни, достигла, наконец,
такой стадии, на которой оба эти термина утрачивают смысл. Мы можем наблюдать
сейчас паралич всего исторического развития, который призван способствовать
независимому развитию экономики в период, когда начинает исчезать и город, и
деревня; однако это исчезновение происходит не через преодоление разрыва между
ними, а через их одновременное разрушение. Стирание границ между городом и
деревней, возникающее от недостатка исторического движения, благодаря которому
и должна была бы быть преодолена городская действительность, проявляется в
эклектическом смешении их разрозненных элементов, которые покрыли собой
наиболее развитые индустриальные зоны.
Всемирная история возникла в городах, но
своей завершённости она достигла лишь в результате сокрушительной победы города
над деревней. По мнению Маркса, одной из важнейших революционных заслуг
буржуазии было то, что "она подчинила деревню городу", чей воздух
освобождает. Но если история города была историей свободы, то она также была и
историей тирании, государственной администрации, управляющей и деревней, и
самим городом. Город мог бы ещё быть полем битвы за историческую свободу, но
никак не держателем этой свободы. Город - это вотчина истории, так как он
концентрирует общественную власть, делая возможным грандиозное историческое
предприятие: осознание прошлого. Следовательно, нынешняя тенденция к ликвидации
города является всего лишь очередным тревожным симптомом того, что никак не
получается подчинить экономику историческому сознанию, а также объединить
общество, вернуть ему те силы, которые от него были отделены.
Что касается деревни, то там
"наблюдается диаметрально противоположная тенденция к изолированности и
разобщённости" ("Немецкая идеология"). Урбанизм, разрушающий
города, восстанавливает некую псевдодеревню, которой явно не хватает
естественных отношений старой деревни, равно как и непосредственных
общественных связей, некогда напрямую соперничавших с историческим городом.
Новое искусственное крестьянство воссоздаётся в современных условиях проживания
и всеобщего контроля спектакля над "обустроенной территорией":
распылённость в пространстве и ограниченный стиль мышления, которые всегда
мешали крестьянству предпринимать независимые действия и утверждать себя в
качестве творческой исторической силы, теперь становятся характерными чертами
всех производителей вообще. Мировое развитие по-прежнему остаётся целиком за
пределами их понимания, как это было и при естественном ритме аграрного
общества. Но когда подобное крестьянство, некогда бывшее непоколебимой основой
для "восточного деспотизма", и чья распылённость сама взывала к
бюрократической централизации, теперь восстанавливается как один из продуктов,
способствующих усилению современной государственной бюрократизации, его апатию
приходится исторически фабриковать, а затем и постоянно поддерживать.
Естественное невежество уступает место организованному спектаклем намеренному
заблуждению. "Новые города" технологического псевдокрестьянства чётко
оставляют на земле, где они были построены, следы разрыва с историческим временем;
их девизом мог бы быть следующим: "Вот здесь ничего никогда не произойдёт,
и ничего никогда не происходило". Очевидно, по причине того, что история,
которая всегда должна возникать в городах - здесь не возникла, силы
исторического отсутствия начинают создавать здесь свой собственный
исключительный ландшафт.
История, угрожающая этому сумеречному
миру, также является и силой, способной подчинить пространство проживаемому
времени. Пролетарская революция - это критика человеческой географии,
посредством которой индивиды и сообщества должны обустраивать территорию и
организовывать события способствующие апроприации, но уже не только их труда,
но и истории в целом. Пожалуй, это будет похоже на игру, чьё пространство и
правила будут постоянно меняться, составляя бесчисленное множество комбинаций.
Здесь автономия территории перестанет быть пустым словом, несмотря на то, что
её никто не будет снова привязывать к почве, а значит, восстановится реальность
перемещения в пространстве и жизни, понимаемой как странствие. А ведь
странствие по жизни и заключает в себе весь её смысл!
Основная революционная идея по отношению
к урбанизации сама по себе не является урбанистической, технологической или
эстетической. Она заключается в том, чтобы реконструировать всю среду обитания
сообразно с потребностями Советов трудящихся, антигосударственной диктатуры
пролетариата, результату дискуссии, подлежащему исполнению. И власть Советов,
которая может стать эффективной, лишь преобразуя всю полноту существующих
условий, не может ставить перед собой какой-либо меньшей задачи, если она
желает быть признанной и хочет познать саму себя в собственном мире.
Перевод Болеслава
Немана
1. Текст представляет собой 7-ю главу книги Ги Дебора "Общество спектакля"
Комментариев нет:
Отправить комментарий