Знаете ли Вы, какой художественный персонаж наиболее
любим либеральной интеллигенцией? Кто наиболее часто упоминаем, востребован,
медиализирован живее-всех-живых? Нет, не какой-нибудь там «атлант», а Полиграф
Полиграфович Шариков собственной персоной. Его имя мелькает в онлайн-дискуссиях
с упорством, достойным лучшего применения. Стоит дискурсу приобрести хотя бы отчасти
красный оттенок (марксистский, анархистский или даже леволиберальный), —
мгновенно, как ангел из табакерки, возникает либеральный интеллигент и
произносит заклинание: «Ах, вы хотите, как Шариков, всё поделить?!».
1. Шарик – обсессивный
аргумент?
Сложность, как
известно, есть неистребимое качество и даже, не побоюсь этого слова, функция
интеллигенции. Интеллигенция же ныне сосредоточена в фэйсбуке. И вот смотрю я
на фэйсбучную активность и замечаю некую лингвистическую-стилистическую
закономерность. А именно. Знаете ли Вы, какой художественный персонаж наиболее
любим либеральной интеллигенцией? Кто наиболее часто упоминаем, востребован,
медиализирован живее-всех-живых? Нет, не какой-нибудь там «атлант», а Полиграф
Полиграфович Шариков собственной персоной. Его имя мелькает в онлайн-дискуссиях
с упорством, достойным лучшего применения. Стоит дискурсу приобрести хотя бы отчасти
красный оттенок (марксистский, анархистский или даже леволиберальный), —
мгновенно, как ангел из табакерки, возникает либеральный интеллигент и
произносит заклинание: «Ах, вы хотите, как Шариков, всё поделить?!». Иногда
вспоминают Швондера, но реже. Швондер – младший бес, а Шариков – глава
пантеона.
Это персонажи не
литературные, вряд ли они приобрели народную любовь благодаря литературному
первоисточнику – повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (1925). Такую
популярность приобретают, как правило,
синтетические киногерои (Чапаев, Дарт Вейдер, Алиса Селезнева). Успеху Шарикова
тоже способствовало кино — одноименный телефильм Владимира Бортко, впервые
показанный по Центральному Телевидению в 1988 году. Фильм, без сомнения,
выдающийся, удачно дозирующий трагизм и комизм, драму и фарс, — полный ярких деталей,
столь важных для сгущения художественной суггестии. Он не просто удостоен
разного рода премий, — например, Варшавского кинофестиваля, — но является
тотально массовым. Его видели абсолютно все. Шариков прочно сросся с обликом
Владимира Толоконникова, равно как и Швондер навечно обрел черты Романа
Карцева, а профессор Преображенский – Евгения Евстигнеева. Фильм легендарен, и,
как полагается легендарному артефакту, разобран на цитаты: «Желаю, чтобы все»,
«Разруха в головах», «Абырвалг», «Вчера котов душили-душили, душили-душили…»,
и, конечно, самая ударная – «Взять всё и поделить».
Формула эта
наличествует и в литературном первоисточнике, вот она (речь идет о переписке
Энгельса с Каутским, читаемой Шариковым по рекомендации Швондера):
Филипп Филиппович локти
положил на стол, вгляделся в Шарикова и спросил:
- Позвольте узнать, что
вы можете сказать по поводу прочитанного?
Шариков пожал плечами.
- Да не согласен я.
- С кем? С Энгельсом
или с Каутским?
- С обоими, — ответил
Шариков.
- Это замечательно, клянусь
богом. «Всех, кто скажет, что другая…» А что бы вы со своей стороны могли
предложить?
- Да что тут
предлагать… А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять
всё да и поделить.
- Так я и думал, —
воскликнул Филипп Филиппович, шлепнув ладонью по скатерти, — именно так и
полагал.
Незамысловатое
словосочетание «взять и поделить» приобрело мощь религиозной догмы, — стало не
просто пословицей или крылатым словцом, но играет роль аргумента в дискуссии.
Вернее, возникает вместо аргумента, — на том месте, где цитирующий желает
дискредитировать левую повестку. Я была свидетелем подобных шариков-аллюзий
многократно. Будничный пример из ФБ. Тезис звучит так: «треть всех производимых
для потребления людей продуктов питания теряется или выбрасывается ежегодно, и
это следствие рыночной экономики, потому что логика такова — товара то хватило
бы на всех, вот только денег не у всех хватает…». В качестве антитезиса в
комментах начинается взывание к духу Шарикова: «А лучше поступить «по
Шарикову»: Отнять и поделить?». Подобных примеров можно вспомнить десятки.
Кстати, обратите внимание, что на полном серьезе цитируется художественный
персонаж (представьте политическую дискуссию, состоящую из фраз Евгения
Онегина, Котика Летаева и Чебурашки).
2. Шарик – недочеловек
или пересобака?
Кто же такой этот
Шариков? Какова его сущность, субстанциальное ядро? Полиграф Полиграфович
Шариков – бывшая собака, сделавшаяся антропоморфом стараниями гения науки
профессора Преображенского. Профессор, ясное дело, воплощает пафос Просвещения
– и, кстати, большевистский пафос построения нового мира/нового человека путем
тотальной реорганизации универсума. Но оные идеалы оказываются недостижимы,
претендент на роль Творца посрамлен (Богом? Материей? нужное подчеркнуть). Всё
усложнилось; человек, произошедший из собаки, вернулся обратно в собаку;
профессор проиграл. Этот анти-просветительский, анти-сциентистский и
анти-модернистский сюжет – непреходящий сюжет философии и искусства XX века
(конец больших нарративов, крах тотализирующих дискурсов, нужное подчеркнуть).
Это если рассматривать «Собачье сердце» как «историю о Творце» – мне, по
крайней мере, она представляется именно такой.
Но, видимо, бывает
востребована и иная фокусировка – история не о творце, но о твари. Это вариант
попроще. При таком ракурсе главным героем становится не Преображенский с его
разрушенными креаторскими амбициями (Шариков здесь при всей его шумливости и
колорите – лишь служебная персонификация проигрыша). Героем, верней, антигероем
выступает на этот раз Шариков, а история приобретает какой-то…
сомнительно-бинарный оттенок. История о том, «что дозволено Юпитеру, то не
дозволено быку». Вернее, — что дозволено профессору, то не дозволено псу.
История о том, как собака захотела управлять государством, но не смогла, ибо
она есть примитивное зоо. Заметьте: даже не кухарка возжелала управлять, а
собака (кухарка в «Собачьем сердце» тоже имеется, но она, в отличие от пса,
относится к стану положительных персонажей – послушно прислуживает Профессору,
знает свое место, не лезет в князи).
«Собачье сердце»
содержит разнообразные потенции. Дихотомия «примитивного недочеловека» и
«сложного сверхчеловека» при соответствующем ракурсе извлекается из
произведения без труда. Преображенский, разумеется, воплощает Полюс Сложности.
Это всемирно признанный гений, интеллигент до мозга костей, респектабельный
представитель «среднего класса», гурман и меломан, ценящий звездное небо над
головой и нравственный закон внутри себя. Он «много работает» и поэтому «живет
достойно». Его репрессируют (пытаются отобрать жилплощадь) невежественные
тунеядцы-коммуняки.
Совершенно иную
антропологию являет фигура Шарикова. Произошедший от дворняжки с одной стороны,
от «хама и свиньи» Чугункина – с другой, – Шариков воплощает полюс Примитива.
Подлый и беспринципный, грязненький и злобненький, иждивенец и приспособленец,
он горазд на самые мерзкие поступки (если какие-то не совершает, то только из
трусости). Урожденный пролетарий и алкаш, способный лишь воровать, насиловать и
угнетать честный бизнес.
Но главное,
принципиальное различие данных полюсов – Преображенский мыслит сугубо-сложно, а
Шариков — сугубо-примитивно.
Шариков олицетворяет
нижний пласт человеческого мышления, граничащий с не-человеческим. Это даже не
бессознательное (почтенное, таинственное, полагающееся поэтам), а область
безусловных рефлексов – почесаться, вгрызться в вошь, броситься на кошку. Это
не-человеческие дебри. Или до-человеческие? Скорее всего, недочеловеческие.
Шарик обретает облик хомо сапиенса, но истинным человеком стать не способен. Он
унтерменш. Слово «унтерменш» само по себе есть метафора. В образе же экс-собаки
метафора реализуется буквально.
Более того, Шариков
омерзителен не «почему-то» и даже не вследствие собачьего происхождения, а
потому что омерзительным унтерменшем был донор гипофиза Клим Чугункин.
Клим, Клим! — крикнул
Профессор, — Клим Чугункин!….. — Вот что-с: две судимости, алкоголизм, «все
поделить», шапка и два червонца пропали. — Тут Филипп Филиппович вспомнил
юбилейную палку и побагровел. — Хам и свинья…
Собака, в общем, не
виновата. Виноват Чугункин, хам, свинья и унтерменш. Недочеловек может породить
только недочеловека / горбатого могила исправит / пролетарию никогда не достичь
морально-этического уровня интеллигента, – что это как ни наци-биологизм в
своем прямом выражении?
Итого: наличествует
дихотомия «Интеллигенция против Быдла», «Добро против Зла», «Белое против
Черного (или Красного)». В общем, «Всё хорошее против всего плохого» (не
находите ли Вы, Филипп Филиппыч, что оная антиномия недостаточно сложна?).
3. Шарик – эстетический
эффект?
И именно весь этот
оценочный комплекс подспудно активизируется при повторении фразы «Ах, вы
хотите, как Шариков – взять и поделить?!!».
Давайте наконец
разберемся с этой фразой. Как она работает, каков ее действующий механизм?
«Взять всё да и поделить». Сама по себе, взятая по модулю, эта фраза не
содержит ничего криминального. «Поделить» — просторечный синоним
«распределения». Как будто бы при буржуазном строе не происходит распределения
(говоря языком Шарикова, «дележа»). Происходит, и постоянно. Что такое прибыль
и заработная плата, как ни результаты работы распределительной машины? Вопрос
только в принципах, методах, схемах. Кому-то представляется должным
существующий характер распределения общественного богатства, кому-то нет.
Кому-то кажется естественным и благим существование частной собственности,
кому-то нет. Это спор экономических теорий, а также философских и этических
концепций. Произнося же пресловутую фразу Шарика, либералы подразумевают: «Вы
не можете оценить сложность системы распределения, и, подобно Шарикову,
предлагаете примитивные решения». Однако не думаю, что цитирующие Полиграфыча
интеллигенты искушены в экономических науках. Если бы были искушены – или даже
просто слегка осведомлены! – не вещали бы голосом Шарикова, а проявили бы
осведомленность. Любые аргументы прозвучали бы более убедительно, чем повторение
фольклорного трюизма.
Нет, в случае этой
фразы работает не рацио, а иррацио. Работает суггестивная убедительность
художественного образа. То, что называется «волшебная сила искусства». А
именно: в автономной эстетической реальности зафиксирован образ Шарикова как
образ грубо-примитивный. Соответственно, и фразы, вложенные автором в уста
Шарикова, маркируются как грубо-примитивные. Тут важно, кто говорит. Слова
низки и нелепы только потому, что их произносит быдло Шариков. А быдло он
потому, что быдло. Вот и всё. Это условная (произвольная) связь, распадающаяся
во внеэстетической реальности.
Шариков бросается левым
как упрек «в примитивности», — при том, что сложность левой теории,
составляющей львиную долю современной гуманитарной сферы, самоочевидна. Фраза
про «взять-и-поделить» — не более чем простая риторическая уловка. Но и не
менее чем использование синтетических рычагов искусства.
4. Шарикова диалектика
Но почему эффект
убедительности создает именно Шариков? А не, скажем, Остап Бендер или Гарри
Поттер? В чем коренится политический (поэтический) магнетизм Полиграф
Полиграфыча?
Вернемся к тому, что
источником чарующего образа является не повесть «Собачье сердце»
непосредственно, но ее кино-посредник – экранизация, премьера которой
состоялась на гребне перестройки. И именно этот фильм явил в годы советского
краха наиболее точный образ смены мировоззренческих парадигм. Возможно, были
тогда и другие картинки, но вряд ли столь яркие и запоминаемые. Банальна, почти
априорна теза о «необходимости соответствия образа времени» («Великий поэт
велик лишь постольку, поскольку является выразителем великого момента в
историческом развитии общества» — Плеханов), добавим к ней плехановское же
классовое измерение. И получим хлесткую картину «умаления Совдепии во
Шарикове», наблюдаемую торжествующим «средним классом» (вернее, его
идеалистической потенцией). Образ Шарикова, разумеется, к пролетариату никакого
отношения не имеет. Он верно служил носителям новой либеральной утопии,
считавшим себя эмбрионом «среднего класса» — а быть таковым, наверное, мечтали
тогда почти все (давно склоняюсь к тому, что в позднем совке преобладало
сознание… эээ…. «среднего класса»). «Рабочий класс» сделался неактуальным и как
бы усох, высшие слои тоже не очень-то лезли в публичную аксиологию, а вот
«среднему классу» охотно пелись осанны. Негласная и неосознанная идеологическая
стратификация была такова: носители новых либеральных идей с одной стороны и
«шариковы» (рудименты дряхлого и пошлого совка) с другой. Иными словами,
Шариков был порождением рыночной утопии – разумеется, как образ негативный,
образ врага. С Шариковым никто не мог идентифицироваться, этого и не
требовалось. Это был образ, посредством которого канализировалась негативная
энергия, а не модель для отождествления. Так же, как, например, Мистер Твистер
или Три Толстяка являлись негативными образами на службе пролетариата – буржуа
отождествиться с ними не могли.
Не исповедовать
рыночные ценности и не мучиться усталостью от совка в 80-90-е было трудно или
даже невозможно. Вернее, это было исторически необходимо. Но, если в эпоху
распада СССР исторически объяснимо было такое художественное обобщение, как
«ах, Советский Союз это Шариков», – то сегодня подобная «санкта симплицитас»
представляется совсем уж… несложной. Противоречивый советский опыт к «шарикову»
никак не сводится («проклятый совок» — тоже часть совка, но та часть, которая
не репрезентирует целого). Интеллигенции, носительнице сложности, уж точно
такая шариковская простота не пристала.
Воспроизводство простой
дихотомии «рыночники версус шариковы» сегодня — что и происходит всякий раз при
взывании к духу Полиграфыча, – есть анти-современный флэшбэк, проявление
временнОй нечуткости, странное промедление в эпохе путча и телепрограммы
«Взгляд».
С другой стороны,
апелляция к Шарикову сегодня есть проявление пейоративной интенции вообще.
Либеральная идея утратила непогрешимость, вместе с нею размывается и образ
Шарикова, в 80-90-е годы на службе у либералов порицавший «коммуняк», а теперь
начавший фланировать по иным страто-сферам. Шариков как дискредитирующая сила
начинает работать на других. В социальной сети «ВКонтакте» группа
сталинистов-гетеросексистов открыла страницу демотиваторов «Полиграф Полиграфыч
знает!», где перекодировала нетленный образ.
Сейчас, когда
либеральная идея переживает кризис, абсолютно-негативный-полюс не обязательно
влечет за собой ассоциацию «проклятый совок». Враги возможны всякие и разные.
Поэтому можно Шарика отобрать у либералов и пере-присвоить, что «Полиграф
Полиграфыч знает!» и сделала. Все социальные группы, с которыми у
сталинистов-гетеросексистов связан отрицательный аттитюд, они «пропускают через
Шарикова». Фразы, принадлежащие недругам якобы или реально, вкладываются в уста
Шарикова, работающего как машина осмеяния круглые сутки. Получается странный
хаос – среди осуждаемых могут быть путинцы, либералы, феминистки, гомосексуалы,
религиозные фундаменталисты, монархисты, гламурные дивы, хипстеры, художники
современного искусства, вообще, кто угодно. Операция аналогична произнесению
ритуальной фразы про «взять-и-поделить», — с той лишь разницей, что либералы
пытаются подколоть левых, а сталинисты – либералов, путинистов и всех подряд.
Образ Шарикова продолжает воспроизводиться как образ неприятного антипода.
«Полиграф Полиграфыч знает!» между тем приобретает популярность и уже сделался
колумнистом в украинских СМИ.
В общем, Шариков, в
прошлом персонифированное отрицание совка, превратился в полую оболочку
отрицания всех и вся. Пока либералы изумляются, почему не все люди вокруг них –
тотальные антикоммунисты, пока повторяют про «взять и поделить», уже давно
«взят и поделен» сам Шарик.
Либеральная рыночная
утопия была последним «большим нарративом» и «тотализирующим дискурсом». И
когда она утратила доминирование, ее инструмент Шариков упал и раскололся на
множество маленьких кусочков. Теперь Полиграф Полиграфыч у каждого свой.
Не всё так просто,
одним словом.
Источник всех имиджей,
иллюстрирующих статью: http://vk.com/poligrafych_znaet.
Впервые опубликовано здесь
фраза до простоты раскрывает суть коммунистов
ОтветитьУдалитьи прежде всего "взять"
всем искренним борцам за идею насильственных национализаций, стоит подумать, что значит это слово "взять" в жизненых красках
сначала на примере - придут "взять" на вашу квартиру
а уже потом раскрашивать это манящее слово "поделить"
----------------
защита собственности в законе Божием утверждена
- не укради
- не завидуй