Поиск по этому блогу

26 марта 2012 г.

Далия Мустафа, Реги Пиллинг, Сиобхан Браун. Женщины и революция



С самого начала протестного движения в Египте женщины играли в ней значительную роль. Революция дала им возможность заявить о себе таким способом, которого у них прежде никогда не было.
 На многих демонстрациях мы видим женщин, которые не участвовали в протестах раньше. В частности, молодые девушки нарушали устоявшиеся порядки и бросали вызов своим семьям, выходя на улицу. Кроме того, женщины составляют 49% учащихся в университетах, а студенты, в свою очередь, являются значительной частью протестующих.


Египет 2011-2012 гг.

До революции большинство женщин было бедным и неграмотным, но в последнем поколении многие из них вышли на рынок труда и теперь составляют около четверти всех рабочих. Наряду с этим также возросла доля женщин, являющихся главами своих семей. Причиной этому во многом послужила миграция населения из сельских районов в города. Во многих случаях женщинам гораздо легче трудоустроиться, так как они обычно соглашаются на более низкую заработную плату.

С самого начала протестного движения в Египте женщины играли в ней значительную роль. Революция дала им возможность заявить о себе таким способом, которого у них прежде никогда не было.

На многих демонстрациях мы видим женщин, которые не участвовали в протестах раньше. В частности, молодые девушки нарушали устоявшиеся порядки и бросали вызов своим семьям, выходя на улицу. Кроме того, женщины составляют 49% учащихся в университетах, а студенты, в свою очередь, являются значительной частью протестующих.

С 19 века в Египте существует давняя традиция феминизма. Женское движение всегда было наиболее воинственным на пике борьбы за национальное освобождение и шло параллельно с движением против колониализма и монархизма. Но это вовсе не феминизм в стереотипном «западном» мышлении. Многие женщины исламского мира были также на передовой борьбы. Западные СМИ часто распространяют миф о покорности арабских женщин из-за того, что они носят чадру и неграмотны. Но они неграмотны не в силу того, что они женщины, а в силу того, что они бедны!

В оккупации площади Тахрир было много общего с тем новым чувством свободы, которое появилось у женщин. Еще до революции площадь Тахрир была символом сексуальных домогательств. За последние 10 лет для женщин стало невозможным появляться на улицах Каира без угрозы наткнуться на преследования. Но во время революции был поворотный момент, когда удалось изгнать с Тахрира мубаракских головорезов. Женщины возглавляли народные комитеты, которые держали силы Мубарака за пределами площади. Таким образом, женщины и мужчины, мусульмане и не мусульмане боролись на улице плечом к плечу сутками. Дети также оставались рядом со своими матерями. Впервые женщины перестали стыдиться своего тела. Впервые на площади Тахрир не было никаких сексуальных домогательств.
Но в центре всего этого была идея того, что революция принесет истинную свободу всему египетскому народу. Лозунг «люди хотят свергнуть режим» подразумевал под собой также свержение тех ценностей, которые угнетали женщин.

Контрреволюционные силы пытались использовать женоненавистничество в целях подрывания роли женщин. Во время революции министерство внутренних дел направило центральные силы по обеспечению безопасности (головорезов в штатском) специально для травли на женщин с целью заставить их покинуть протестное движение. Сейчас лагерь Мубарака и более консервативные силы говорят, что женщины уже сыграли свою роль в революции и теперь им нужно просто вернуться домой. Женщины являются более легкой мишенью в обществе, как и коптские христиане. Контрреволюционным силам гораздо проще атаковать их, нежели мужчин, так же, как им легче нападать на коптов, нежели чем на мусульман. 


Но с созданием новых независимых профсоюзов женщины стали играть ведущую роль на национальном уровне. Они боролись наравне с мужчинами за повышение заработной платы и улучшение условий труда. Одним из лидеров нового независимого профсоюза врачей и медсестер, подвергшегося нападкам, является коптская женщина.

В результате революции некоторые конкретные требования были выполнены.

Женщины борются за то, чтобы иметь равные права в отношении развода, опеки и семьи. Они требуют большего числа женщин в парламенте, чтобы их допустили к более широкому участию в общественной и политической жизни в целом. Женщины составляют половину населения, но до сих в пор в парламенте они получили только 8 мест из 508. Понятно, что необходимо пройти еще долгий путь и преобразования в обществе не произойдут в одночасье. Но революция позволила нам осознать, что изменения происходят благодаря коллективным действиям и борьбе, а не только с помощью абстрактных идей. Благодаря революции этот потенциал оказался на переднем плане и задача социалистов – использовать эту возможность.

Россия 1917 г.
Впервые утверждение Международного женского дня было предложено Кларой Цеткин в 1910 году. Семь лет спустя протест в Международный женский день ознаменовал начало Февральской революции. Вопросы о проблеме положения женщин резко обострились после первой русской революции в 1905 г. Оглядываясь назад, Александра Коллонтай писала: «В 1905 г. не было ни единого уголка, в котором, так или иначе, голос женщины, заявляющей о себе и требующей новых прав, не был бы услышан».

Женщины среднего класса и интеллигенция пытались организоваться с помощью «Союза равноправия женщин», который быстро расширялся. Они выступали за предоставление таких законных прав, как право голоса, но не претендовали на что-то большее. Многие женщины поддерживали горничных и слуг, но в то же время не были заинтересованы в расширении прав трудящихся женщин.
Когда работницы призвали Союз требовать установления минимального размера оплаты труда, то его руководители заявили, что они «разочарованы» и отказались от дальнейшей организации трудящихся женщин. Они опасались, что им придется увеличить заработную плату своим горничным. Воинственность Союза достигла своего пика в разгар революции 1905 г., и к началу 1906 г. её численность составила 8000 человек.

Большевики же, в противоположность этому, боролись за равную оплату труда, за всеобщее избирательное право и за равноправие женщин. Коллонтай, большевик, горячо выступала против союза либералок и социалисток. Она настаивала на том, что их интересы противоположны и в случае объединения женщины среднего класса всегда доминировали бы над трудящимися женщинами.

Из-за поляризации российского общества любые формы объединения богатых и бедных женщин становились все менее возможными.  Но в преддверии 1917 г. уверенность женщин стала расти вместе с ростом их значения в промышленном производстве. На заводах, где они составляли большинство рабочих, произошло несколько ключевых забастовок с требованием повышения заработной платы и введения оплачиваемого отпуска.  В отличие от Германии и Британии, в российских профсоюзах с самого начала двери были широко открыты для женщин.

К 1917 г. половину рабочей силы составляли женщины. В Международный женский день работницы текстильной промышленности и других сфер вышли на забастовку. Протестующие посылали от себя избранные делегации к другим заводам, чтобы завлечь рабочих в свое движение и заручиться поддержкой. Во время демонстрации женщинам удалось убедить некоторых солдат не подчиняться приказам и присоединиться к их протестному движению. Началась Февральская революция.

В последующие месяцы на некоторых заводах была введена минимальная ставка заработной платы: 5 рублей для мужчин и 3 рубля для женщин. Предрассудки, глубоко засевшие в умах людей, остались до сих пор. И только после Октябрьской революции была предпринята серьезная попытка решить эту проблему, когда правительство ввело новый закон, устанавливающий равную оплату за равный труд.

Октябрьская революция стала крупнейшим этапом в истории борьбы за независимость женщин: им предоставлялось полное право голоса, равная оплата труда и оплачиваемый декретный отпуск. Традиционная семья была преобразована. Брак принял форму гражданских отношений, различия между законнорожденными и незаконнорожденными детьми были ликвидированы, а аборты были полностью легализованы. Также государство взяло на себя выполнение части тех функций, которые раньше порабощали женщин дома, создав детские сады, коммунальные прачечные и столовые.

Тем не менее, отсутствие политического доверия к женщинам нашло свое отражение в том, что при голосовании мужчины по-прежнему избирались в советы чаще. Ленин выступал за то, чтобы бороться с этим посредством большего вовлечения женщин в политику, то есть введения в работу в Коммунистической партии.
Инесса Арманд, большевик и одна из ведущих деятельниц революционного движения, утверждала, что «если эмансипация женщин немыслима без коммунизма, то и коммунизм немыслим без полной эмансипации женщин». Были проведены несколько конференций, посвященных женщинам, с участием делегатов из профсоюзов, мастерских и фабрик. В первом из них, состоявшемся в ноябре 1917 г., приняли участие 500 делегатов, представляющих 80000 работниц фабрик.

В 1919 г. был создан Женотдел (Отдел по работе среди женщин), который был прикреплен к каждому уровню организации партии с целью привлечения как можно большего числа женщин к партийной работе. Женотдел агитировал их принять участие в Гражданской войне, оказывая медицинскую помощь, работая связистками и в политотделе Красной Армии. Создание этого структурного учреждения было направлено на распространение грамотности среди населения, причем не только для обучения письму и чтению, но и для повышения культурного, политического и общего уровня образования.

Тем не менее, натиск Гражданской войны привел российский рабочий класс к нищете, так как страна столкнулась с беспрецедентным экономическим спадом. Отвоеванные достижения женщин потеряли на этом фоне свое значение.  Провал революции стал распространяться и в других странах, прежде всего в Германии, что привело к изоляции русской революции в середине 1920-х гг. Это проложило путь к дальнейшей контрреволюции Сталина, а эксплуатация вновь вышла на передний план производственных отношений. Наряду с этим в семьях стали восстанавливаться старые порядки, и женщинам часто приходилось выполнять непосильную работу и быть одновременно  домашней прислугой.

Опыт русской революции, как ее победа, так и ее поражение, демонстрирует больше чем что-либо, что борьба за социализм имеет решающее значение для независимости женщин. Как сказала Надежда Крупская, жена Ленина и одна из ведущих деятельниц большевизма, «то, что объединяет трудящуюся женщину с трудящимся мужчиной, гораздо сильнее чем то, что их разъединяет».

Испания 1936-37 гг.

Одним из самых ярких образов Гражданской войны в Испании является лидер Коммунистической партии Долорес Ибарурри, также известная как Пасионария, провозгласившая лозунг "No Pasarán!" во время осады Мадрида фашистскими войсками Франко в 1936 году. Но роль женщин, которую они сыграли в Гражданской войне и в последовавшей революции, выходит далеко за рамки обыденного представления.

В начале 1930-х гг. в Испании у женщин было очень мало политических и социальных прав: им практически не предоставлялось никакого образования и они не допускались к голосованию. Католическая церковь утвердила второстепенную роль женщин во всех сферах жизни, они могли выступать только в качестве жен или матерей и находились под контролем отцов, мужей и священников. Конституция Испании 1931 года, принятая вновь избранным республиканским правительством, представляла собой фундаментальное изменение существующих порядков. Она ввела всеобщее избирательное право и право на развод, а также ослабила связь между церковью и государством. Но введение этих радикальных реформ вызвало отрицательную реакцию правых сил и привело к многочисленным общественным волнениям. Это привело к фашистскому перевороту в 1936 г. Но рабочие отказались подчиниться и восстали не только для того, чтобы защитить республику от режима Франко, но и для того, чтобы упразднить старые порядки.

В Каталонии, где поддержка республики была наиболее сильной, промышленность становилась все более коллективизированной, трудящиеся брали под контроль свои рабочие места и создавали общегородские коллективы различных отраслей промышленности для организации и контроля производства. Это преобразование отразилось и в других сферах общественной жизни. С легализацией абортов стал возможным контроль над рождаемостью, что позволило женщинам занимать все более равные позиции с мужчинами в окрестных комитетах.

Женские батальоны в милиции играли важную и заметную роль в составе республиканских сил в течение первых 8 месяцев войны. Это было обусловлено не умышленной попыткой ввязать их в войну, а необходимостью защитить республику. Стихийность революции вовлекла в войну весь рабочий класс, и отношение к женщинам на фронтах варьировалось в зависимость от того, под чьим контролем находилась та или иная область. Организация Мухерес Либрес («Свободные женщины») из НКТ занимала наиболее активную позицию в защите прав женщин.

Работницы милиции на линии фронта были, за редким исключением, интегрированы в республиканские боевые силы и часто участвовали в военных действиях наравне с мужчинами. Вскоре, однако, под влиянием пропагандистской кампании под лозунгом «Мужчин на фронт, женщин в тыл!» им было запрещено одевать форму и участвовать в боях.

Этот процесс был связан с широкой контрреволюционной волной среди республиканцев, так как сторонники буржуазной республики стремились сдержать революционные настроения, а затем свести их на нет. Ключевую роль сыграла Коммунистическая партия, которая настаивала на том, что прежде чем продвигать социалистические идеи, необходимо сначала победить в войне. Наряду с рабочим контролем производства была приостановлена также эмансипация женщин. Женщины, участвовавшие наравне с мужчинами в боевых действиях, были вынуждены постепенно вернуться к традиционно отведенной им роли.

Поражение Республики в 1939г. означало полную отмену тех социальных и политических завоеваний, которые удалось отстоять испанскому населению. В фашистском государстве наряду с отменой демократии и запретом на существование независимых профсоюзов, все законы в отношении женщин и семей были аннулированы, и в силу вновь вступил Гражданский кодекс 1889 г. Разводы, аборты и контрацепция снова стали незаконными, а материнство поощрялось в виде денежных пособий. Женщины юридически отстранялись от определенных работ, например, в судебной системе или на дипломатической службе. Замужним женщинам запрещалось совершать любой вид экономической деятельности без разрешения мужа, в том числе приобретать собственность.

Память о гражданской войне в Испании является сегодня важным ориентиром для нашей антифашистской деятельности. Но память о самой революции часто утрачивается, как и память о достижениях женщин. Период с 1931 по 1936 год преобразил их жизнь, но только на период революции, когда они участвовали в общественно-политической жизни наравне с мужчинами.

Воинственность и поддержка женщин сыграли существенную роль для Республики, и их вклад заслуживает быть запечатленным в истории.

Перевод Анна Гарибян

Оригинал статьи доступен здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий