Поиск по этому блогу

18 февраля 2012 г.

Linton Kwesi Johnson: революционный трибун музыки реггий


  
Темный зал. На сцене поэт. Четко и отрывисто льются в зал рифмованные строки. «Англия – сука! Англия – сука!» - раздается усиленный динамиками голос признанного классика английской поэзии. Публика восторженно «качается» на волнах мощного даба.


Темный зал. На сцене поэт. Четко и отрывисто льются в зал рифмованные строки. «Англия – сука! Англия – сука!» - раздается усиленный динамиками голос признанного классика английской поэзии. Публика восторженно «качается» на волнах мощного даба.

Это концерт Линтона Квези Джонсона, первого в мире даб-поэта, отца-основателя, наверное, самого необычного и неожиданного стиля реггей – dub-poetry. 



Началось же все на Ямайке. Джонсон родился 24 августа 1952 года в трущобах недалеко от Кларедона, в самом центре острова. Когда ему было 7 или 8 лет, его мать эмигрировала в Англию, оставив сына на попечение бабушки. Размеренная сельская жизнь и чтение наизусть псалмов из Ветхого Завета, казалось бы, должны были сделать из ребенка очередного раста-философа, но этого не произошло, наверное, все-таки, к счастью.

В 1963 году, в возрасте 11 лет, мальчик перебирается к матери в Англию, где его новым домом становится не самый благополучный район Брикстон на юге Лондона. Тянущийся к знаниям Линтон поступает в школу Таллс Хилл, где сталкивается с откровенным расизмом. «Я думаю, у меня был всего один или два чернокожих учителя за все время моего обучения в школе», - вспоминал он позже. 



Когда будущему поэту исполнилось 16, он поступил в колледж Голдсмит при Лондонском Университете на факультет социологии. Примерно в это же время случилось еще одно важное событие в жизни юноши, он вступает в «Молодежную Лигу Черных Пантер». Этот выбор оказал огромное влияние на всю дальнейшую судьбу Линтона Квези Джонсона. Будучи активистом и под влиянием политических акций «Пантер» Джонсон начинает серьезно увлекаться поэзией. В 1974 году в журнале «Рэйс Тудэй» выходит первый сборник его стихов «Голоса живых и мертвых». А годом раньше одноименное стихотворение было представлено на суд публики в «Кэскайд Цэнтер» в Лондоне. Параллельно с текстом со сцены звучала музыка в исполнении группы «Rasta Love». Это было началом того, что позже назовут
 "dub-poetry".


В 1978 году Линтон Квези Джонсон записывает для “Virgin” свой первый альбом «Dread Beat and Blood». В это время он был уже признанным поэтом, но новая форма представления поэзии открыла его творчество многим любителям реггей. Несмотря на то, что своим поэтическим языком Джонсон выбрал язык Ямайки, а также миллионов чернокожих из Брикстона – «патуа» или «креол» – плюс «положил» свои тексты на ритм реггей, его нельзя назвать классическим реггей-исполнителем. Линтон Квези Джонсон никогда не был раста и идеалом политического строя считает социалистическую демократию. Его стихи стоят гораздо ближе к манифестам «Public Enemy», чем к творчеству Боба Марли. И несмотря на то, что, по словам поэта, при написании каждого стихотворения в его голове звучал ритм реггей, в строках Джонсона вы не найдете хвалебных гимнов Джа. Жесткое и правдивое описание жизни лондонского гетто, расизма, жестокости полиции и политической системы по отношению к простым гражданам, как к «черным», так и к «белым», – вот какую тему избрал он для своего творчества. 




В России, где большинство любителей реггей считают политику грязным делом, а социалистические идеи – прямым путем к реанимации «Совдепии», Линтон Квези Джонсон не пользуется популярностью, что странно при его искреннем и человечном взгляде на жизнь и политическое устройство. Вот что отвечает он на вопросы, не беспокоит ли его то, что «социализм привел к торжеству коммунизма» (точнее было бы сказать – сталинизма) «и фашизма во многих странах, и является ли он до сих пор возможной альтернативой». «Я не думаю, что социализм когда либо приводил к коммунизму или фашизму. Я думаю, что он диалектически противоположен фашизму. Слово «социализм» наверное одно из самых демагогичных понятий в истории слов. Когда многие люди говорят о социализме, они на самом деле не имеют в виду власть народа. Как я понимаю, социализм означает больше власти народу, больше демократии, больше свободы. В Советском Союзе было однопартийное государство. Как только вы создаете однопартийное государство, это означает конец демократии. Это вызывает все условия для коррупции и деспотизма. И это не имеет ничего общего с демократией. Вообще, мы должны иметь какой-то альтернативный взгляд на вещи. Я не думаю, что все должно оставаться на своих местах, и капитализм не может быть лучшим путем, по которому следует идти, не может быть единственно возможной экономической системой. Должна быть какая-то альтернатива. И я уверен, что капитализм не самая лучшая для нас экономическая система». 



Несмотря на свои радикальные взгляды, Линтон Квези Джонсон с успехом выпустил несколько музыкальных альбомов, сборников стихов, является профессором нескольких университетов. В 2002 году он стал первым чернокожим поэтом, опубликованном издательством «Пингвин» в серии «Современная классика» еще при жизни. Что примечательно, Джонсон за долгие годы успешной творческой деятельности не потерял, как множество реггей-исполнителей, того юношеского революционного пыла, который в свое время привел его к «Черным пантерам» и заставил писать стихи.



И даже сейчас с высоты своего возраста и положения он обращается к молодежи с такими словами: «Я просто хочу сказать это молодым людям: я думаю важно, чтобы молодые люди знали, что у них есть возможность, и что мир не должен быть таким, каким он является сейчас, и что они имеют силу изменить его и должны эту силу использовать». 

Автор: rastabar



Linton Kwesi Johnson lyrics

  Making History
Mekkin Histri

now tell mi someting
mistah govahment
tell mi someting

how lang yu really feel
yu coulda keep wi andah heel
wen di trute done reveal
bout how yu grab an steal
bout how yu mek yu crooked deal
mek yu crooked deal?

well doun in Soutall
where Peach did get fall
di Asians dem faam-up a human wall
gense di fashist an dem police sheil
an dem show dat di Asians gat plenty zeal


Fite Dem Back

We gonna smash their brains in
Cause they ain't got no fink in 'em
We gonna smash their brains in
Cause they ain't got no fink in 'em

Some a dem say dem a niggah haytah
An' some a dem say dem a black beat ah
Some a dem say dem a black stab bah
An' some a dem say dem a paki bash ah

Fashist an di attack
Noh baddah worry 'bout dat
Fashist an di attack
Wi wi' fite dem back
Fashist an di attack
Den wi countah-attack
Fashist an di attack
Den wi drive dem back

We gonna smash their brains in
Cause they ain't got no fink in 'em
We gonna smash their brains in
Cause they ain't got no fink in 'em


Inglan is a bitch

Inglan is a bitch
Inglan is a bitch

w'en mi jus' come to Landan toun
mi use to work pan di andahgroun
but workin' pan di andahgroun
y'u don't get fi know your way aroun'

Inglan is a bitch
dere's no escapin it
Inglan is a bitch
dere's no runnin' whey fram it

mi get a lickle jab in a big 'otell
an' aftah a while, mi woz doin' quite well
dem staat mi aaf as a dish-washah
but w'en mi tek a stack, mi noh tun clackwatchah!

Inglan is a bitch
dere's no escapin it
Inglan is a bitch
noh baddah try fi hide fram it

w'en em gi'you di lickle wage packit
fus dem rab it wid dem big tax rackit
y'u haffi struggle fi meek en's meet
an' w'en y'u goh a y'u bed y'u jus' cant sleep

Inglan is a bitch
dere's no escapin it
Inglan is a bitch fi true
a noh lie mi a tell, a true

mi use to work dig ditch w'en it cowl noh bitch
mi did strang like a mule, but, bwoy, mi did fool
den awftah a while mi jus' stap dhu ovahtime
den aftah a while mi jus' phu dung mi tool

Inglan is a bitch
dere's no escapin it
Inglan is a bitch
y'u haffi know how fi suvvive in it

well mi dhu day wok an' mi duh nite wok
mi duh clean wok an' mi duh dutty wok
dem seh dat black man is very lazy
but it y'u si mi wok y'u woulda sey mi crazy

Inglan is a bitch
dere's no escapin it
Inglan is a bitch
y'u bettah face up to it

dem have a lickle facktri up inna Brackly
inna disya facktri all dem dhu is pack crackry
fi di laas fifteen years dem get mi laybah
now awftah fiteen years mi fall out a fayvah

Inglan is a bitch
dere's no escapin it
Inglan is a bitch
dere's no runnin' whey fram it

mi know dem have work, work in abundant
yet still, dem mek mi redundant
now, at fifty-five mi gettin' quite ol'
yet still, dem sen' mi fi goh draw dole

Inglan is a bitch
dere's no escapin it
Inglan is a bitch
is whey wi a goh dhu 'bout it? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий