“Социальная левая”
чувствует себя связанной с глобальными эмансипаторными движениями против
неолиберальной глобализации. Темы, которые рассматриваются, касаются коррумпированности
политической элиты и репрессий, исходящих от правящего режима, сопротивления
неолиберальным реформам государства, которые и в Иордании, в первую очередь,
наиболее жёстко бьют по самым бедным слоям населения, а также военных действий
в регионе.Величина организации является фактором, придающим уверенность и силу.
Выросшая, согласно активистам, за короткий срок до более тысячи человек,
“Социальная левая” всегда помогает, если кого-то из организации арестовывают,
кому-то угрожают или увольняют.
Иордания — это страна,
о которой в западных СМИ можно лишь изредка что-то услышать или прочитать.
Причиной тому, вероятно, то, что из стран-соседей Иордании, Ирака, Израиля /
Палестины, Сирии и Саудовской Аравии в эти времена приходит больше новостей, чем
из, якобы, оцениваемого как “стабильное” и “спокойное” Хашемитского
королевства. О том, чтобы неолиберальный, репрессивный и монархистский “мир” в
стране не остался без возражений, заботится, среди прочего, активное, левое и
эмансипаторное движение страны — где также участвуют и анархисты.
Иорданский королевский
дом с его правителем королём Абдуллой Вторым за рубежом, если сравнить с
другими арабскими странами, стоит на хорошем счету. Этому есть причины. Смотря
политически, Иордания была и остаётся благожелательно настроенной к
израильскому государству, да и так называемыми “террористическими лагерями” и
другими провокационными вещами не можут удивить. Даже иорданские “мусульманские
братья”, действующие под именем “Исламский фронт действий”, в сравнении со своими
палестинскими и египетскими товарищами едва ли заслуживают сообщения (в СМИ),
т.к. не нападают на иорданский королевский дом из-за его, якобы, прямой
семейной связи с пророком Мухаммедом. Но стоит лишь посмотреть на регион без
“War on Terror”-очков, как замечаешь удивительное.
The Social Left
“Социальная левая” –
это организация, где объединились различные оппозиционные силы Иордании. Спектр
простирается от марксистов (вышедших из официальной компартии) через
художников, музыкантов, интеллектуалов, профсоюзников (повернувшихся к
про-государственным профсоюзам спиной, чтобы создать новые, базисные
профсоюзы), студентов, критических журналистов и до анархистов.
В декабре 2007-го года
были организованы первые встречи, среди прочего и Jordan Social Forum, чтобы
обсудить планы создания новой крупной организации. В марте 2008-го года была
основана “Социальная левая”. В идеологическом плане нет жёстких линий. Она
левая и плюралистическая, так что марксистские активисты там также находят себе
место, как и анархисты и люди, которые не чувствуют себя связанными ни с какой
политической фракцией, но просто чувствуют, что нужно что-то менять.
“Социальная левая”
чувствует себя связанной с глобальными эмансипаторными движениями против
неолиберальной глобализации. Темы, которые рассматриваются, касаются коррумпированности
политической элиты и репрессий, исходящих от правящего режима, сопротивления
неолиберальным реформам государства, которые и в Иордании, в первую очередь,
наиболее жёстко бьют по самым бедным слоям населения, а также военных действий
в регионе.Величина организации является фактором, придающим уверенность и силу.
Выросшая, согласно активистам, за короткий срок до более тысячи человек,
“Социальная левая” всегда помогает, если кого-то из организации арестовывают,
кому-то угрожают или увольняют.
В организационном плане
“Социальная левая” стоит перед дилеммой: до сих пор она не является официально
зарегистрированной организацией.
Этот шаг всё ещё не
сделан потому, что рассматривается многими как уступка царящим условиям, с
которыми люди борются. Как бы ни была похвальна эта прямолинейность, она
связана с такой проблемой, что для активистов организации политическая
деятельность — от раздачи листовок до митингов и демонстраций — является
нелегальной. Активисты уже лишались свободы за раздачу листовок.
Всех этих забот стало
бы меньше, если бы “Социальная левая” была признаваемой государством
организацией, что, в свою очередь, связано с условиями, которые для многих — к
примеру, для анархистов — неприемлемы.
Альтернативные
профсоюзы
Вдалеке от управляемых
государством профсоюзов 1-го мая 2006-го года был основан новый независимый
профсоюз в Иордании, в котором объединились подёнщики, которые, как правило,
очень мало зарабатывают, плохо застрахованы, и которых легко уволить. По словам
одного из основателей, в профсоюзе объединились 13000 рабочих. Большинство из
них живёт за чертой бедности. Контролируемый государством профсоюз насчитывает
около 50000 членов.
Альтернативный профсоюз
ассоциируется с “Социальной левой” и так же не признаётся государством, отчего
многие рабочие опасаются вступать в него, т.к. постоянно происходят запугивания
его активистов. Тем не менее, рабочие борются за легитимизацию их профсоюза.
Они делают это, преимущественно, дикими стачками, которых насчитывается с
момента основания уже 16.
“Но это только крупные.
Более мелкие стачки, как та, несколько дней назад, в которой принимали участие
90 рабочих, тут не подсчитаны” – рассказывает один из профсоюзных активистов.
Также организовываются демонстрации и происходят иногда перед дворцом короля,
что много раз уже приводило к стычкам с полицией.
Анархистки и анархисты
В составе “Социальной
левой” существует анархистская группа, к которой чувствуют себя причастными две
дюжины активистов. Куда больше активистов симпатизируют позициям группы, хотя и
не считают себя самих анархистами. Зачастую анархисты и анархистки приходили к
либертарным теориям через коммунистические течения или же через художественную
сцену. Прежде всего, арабские публикации об испанской гражданской войне и
перевод “Анархизма” Даниеля Герена вдохновили многих на более близкое
знакомство с анархизмом.
Тем временем, группа
уже сама переводит анархистские тексты на арабский и выставляет их на своём
блоге в интернете. Среди прочего были переведены части из “What is Communist Anarchism?”
Александра Беркмана, а также один текст Себастина Фуре. Упоминавшийся плюрализм
внутри “Социальной левой” приводит, конечно, к разногласиям. К примеру, по
вопросам внутренней организации возникают противоречия между либератарными
активистами и, зачастую, более старшими бывшими членами компартии. Последние
предпочитают классическую схему организации партии, с генеральным секретарём,
принципом большинства и “демократическим централизмом”.
Анархисты и анархистки,
и многие молодые активистки “Социальной левой” высказываются в пользу
децентрализованной, основывающейся на принятии решений консенсусом, формы
организации.
Факт, что “Социальная
левая” из-за своего размера и своей солидарности является значительным фактором
безопасности при репрессиях, среди прочего, является и причиной, почему
анархисты, несмотря на различия в мнениях, остаются в организации. “Если бы мы
были отдельной группой, отделённой от “Социальной левой”, государство тот час
бы нас разбило и не было бы никого, кто мог бы нам помочь. У нас, собственно,
не было выбора. Либо мы, анархисты, все дружно отправляемся в тюрьму, либо либо
мы участвуем в “Социальной левой” и пытаемся сделать её более анархической” –
такова оценка одного из анархистов из Аммана.
Репрессии, однако,
совершаются со всей силой
Ещё несколько месяцев
назад анархисты запугивались полицией по поводу раздачи листовок в память о
Nakba (как Накба, по-арабски “Катастрофа”, обозначается бегство или изгнание
почти 750000 палестинцев во время войны 1948-го года), часть была арестована.
Несколько недель назад это достигло нового пика: когда двое анархистов рисовали
политические граффити, они были подкараулены и арестованы тайной полицией. Они
подвергались издевательствам и содержались — отчасти в тюрьме тайной полиции —
в заключении. После этого были арестованы ещё двое анархистов и лишены свободы
— отчасти в изоляции — на почти одну неделю.
Тем временем все
арестованные снова на свободе, но это было ясным знаком со стороны государства,
что активность анархистов — под наблюдением и будет караться. Многие из группы
напуганы этими происшествиями.
Отношение к суффизму
Ещё одной чертой
анархизма в Иордании является его отношение к суфизму. Некоторые, не все, т.к.
среди них есть и строгие атеисты, начали искать “некую форму анархизма в нашей
собственной культуре” (www.ainfos.ca/08/mar/ainfos0087.html), и нашли её, среди
прочего, в книге “SufiTropics” иракского писателя Хади аль-Алави. В ней автор,
например, хвалит идеи анархо-пацифиста Льва Толстого.
Также они часто
ссылаются на первого “политического заключённого” суфи, родившегося в Иране, но
прожившего большую часть жизни в Ираке, Хусейна ибн Мансура аль-Халладжа. Он
“считается одним из величайших аскетов своего времени” и был в 913-м году
официально из-за спорного с теологической точки зрения высказывания заключён в
тюрьму, что, однако, “имело, скорее, политические причины” (AnnemarieSchimmel:
Sufismus. Eine Einfuehrung in die islamische Mystik, 2000). Спустя семь лет он
был казнён. Сегодня для “прогрессивных писателей современного исламского мира”
аль-Халладж является человеком, “боровшимся против истеблишмента и казнённым за
свою волю к свободе”.
Израиль / Палестина,
Ливан, Ирак
Если в социальных
движениях Иордании ведутся дискуссии о конфликте между Израилем и Палестиной,
то всегда нужно помнить, что примерно 65% иорданского населения являются на
самом деле палестинцами — результат мощных потоков беженцев с 1948-го года. В
целом, обсуждаются две распространённые концепции мира: с одной стороны —
классическое решение с двумя государствами, с другой — решение с одним
государством, где израильтяне и палестинцы с равными правами могут жить на всей
территории исторической Палестины. К позициям, которые отрицают за евреями
парво жить в Палестине, в этих кругах отношение ясное. “Подобные вещи
рассматриваются как фашистские”, говорит Хамза Будеири. Часто в центре
обсуждения оказывается последняя война между Израилем и Ливаном / Хизболла
летом 2006-го года.
Летом 2006-го года в
Аммане происходили крупные демонстрации против войны, которые были разогнаны
полицейским насилием. Вооружённое сопротивление против войск США в Ираке или
против частей израильской армии в Ливане и на оккупированных территориях
рассматривается как легитимное, но у “Социальной левой” проблемы с ним, если
это сопротивление исходит от религиозных групп.
Пацифистские
радикально-демократические движения в Палестине вроде того, в палестинской
деревне Бильин, поддерживаются.
Во время последней
войны в Газе анархисты были зачинателями в организации демонстраций перед
израильским посольством в Аммане, что, однако, было запрещено правительством, и
чему многие группы (например, иорданскими мусульманскими братьями и
Popular Frontfort the Liberation of Palestine) и последовали. Для анархистов и
других солидарных активистов, напротив, этот запрет был неважен, и они всё же
вышли к посольству, чтобы протестовать против войны.
А что же король?
Войны и конфликты в
регионе — лишь одна из областей, которыми занимаются активисты из “Социальной
левой” и анархисты. Большая часть энергии тратится на то, чтобы бросить вызов
кажущемуся снаружи “стабильным” королевскому режиму и бороться за
эмансипаторную альтернативу.
Со стороны
правительства предпринимаются попытки перекрыть проблемы, к примеру, при помощи
патриотизма и культа личности. Король Абдулла Второй запечатлён везде в самых
различных ролях — от заботливого отца до главнокомандующего войск. Амман обладает
самым длинным флагштоком в мире, и иорданский флаг видно издалека. В одном из
самых красивых мест в городе — с видом на флаг, видно анархистское граффити: “Я
мёрзну, у меня нет дома. Снимите флаг, чтобы мне было, чем укрыться”.
Король Абдулла Второй
уже предупреждал в одном из своих периодических обращений о социальных
движениях. Опасения короля не лишены оснований.
Блоги анархистов Аммана
(на английском и арабском):
http://anarchism-jordan.blogspot.com
http://1oamany.wordpress.com
Сайт “Социальной
левой”:
www.joleft.net
Перевод с немецкого: Гол Пудмэн
GraswurzelrevolutionNr. 336, февраль
2009
Впервые опубликовано здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий